tj-lestat Был 1 час назад
33 года
Я езжу на Chery Eastar 2.4 AT Luxury (до этого — Chery Amulet, Ford Probe и Ford Escort)
Запорожье, Украина
Сообщение
Ранее Аналог задней пружины+Правильная сборка стойки Далее Переделка системы ОЖ(Мал.версия)
Содержание
- 1 В каком режиме эксплуатации бьёт или вибрирует руль
- 2 Chery Amulet 2007, двигатель бензиновый 1.л., 94 л. с., передний привод, механическая коробка передач — видео
- 3 Стоянка на холостом ходу
- 4 Разгон
- 5 Движение со скоростью до км/ч
- 6 Биение руля на скорости свыше км/ч
- 7 Вибрация при поворотах
- 8 Биение руля при торможении
- 9 Плохая дорога
- 10 Движение по прямой на малых скоростях
- 11 Движение по прямой на больших скоростях
- 12 Маневрирование
- 13 Торможение
- 14 Все возможные причины биения и вибрации руля
В каком режиме эксплуатации бьёт или вибрирует руль
От того, в каком режиме присутствует вибрация или биение руля,
зависит перечень возможных причин
Это первый вопрос, которым следует задаться при желании найти причину биения рулевого колеса. Ведь в зависимости от того, в каком режиме происходит тряска, можно сразу исключить невозможные варианты и сосредоточить своё внимание на более вероятных. Например, если вибрирует во время стояния на одном месте, то кривые или разбалансированные колёса точно не при делах. И так далее.
При поиске причины вибрации и биения руля всевозможные режимы эксплуатации автомобиля целесообразно разделить на 7 групп:
- Стоянка с работающим двигателем.
- Разгон.
- Движение по прямой со скоростью до 50 км/час.
- Движение по прямой со скоростью выше 90 км/час.
- Маневрирование.
- Торможение.
- Езда по плохим дорогам.
Как правило, если руль бьётся только в каком-то одном из перечисленных режимов эксплуатации автомобиля, понять причину — проще простого. Немного сложнее, если они пересекаются. То есть, дефект активно себя проявляет сразу в двух или трёх режимах. Тем не менее, перебирать придётся гораздо меньше вариантов, чем их есть всего. А на секундочку, только в этой статье их упоминается 20 штук.
Это интересно: Сборка двигателя Chery Amulet
Chery Amulet 2007, двигатель бензиновый 1.л., 94 л. с., передний привод, механическая коробка передач — видео
Курган
Chery Amulet A15, 2007
60 000 ₽
Красноперекопск
Chery Amulet A15, 2007
120 000 ₽
Славянск-На-Кубани
Chery Amulet A15, 2007
75 000 ₽
Таганрог
Chery Amulet A15, 2006
109 000 ₽
Посмотреть больше машин на Дроме
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Войти Зарегистрироваться
Стоянка на холостом ходу
Многие ошибочно полагают, что причины вибрации руля на холостом ходу безобидные и не требующие оперативного устранения. Машина же стоит на месте – что может случиться? Тем не менее, некоторые из рассмотренных далее дефектов довольно опасные, так вполне могут дать о себе знать не только во время стоянки, но и при движении на приличной скорости. Поэтому, не стоит пренебрегать даже такого рода вибрациями руля.
Причина №1. Износ или ослабление креплений двигателя
В преобладающем большинстве случаев эта причина провоцирует вибрации не только на рулевом колесе, а также передается и по кузову. В том числе, могут назойливо шуметь из-за тряски плохо прикрепленные пластиковые детали салона, приборной панели и так далее. Вибрации на руле в данном случае могут ощущаться не только во время стоянки с работающим мотором, но и в абсолютно любых других режимах, перечисленных списком выше.
Выявить дефект такого рода довольно просто. Для этого достаточно открыть капот, и посмотреть на работающий на холостом ходу двигатель. В идеале силовой агрегат даже во время работы на маленьких оборотах не должен дергаться. Причем, независимо от года выпуска вашего автомобиля. На надежно закрепленном и сбалансированном моторе можно на ребро установить монетку, и она не будет падать.
Если же двигатель «колбасит», первое, на что следует обратить внимание – это так называемые подушки, через которые он крепится к кузову или подрамнику автомобиля. Задача этих опор – как раз-таки гасить мельчайшие вибрации. Но, если они износились, либо ослабились крепежи, которыми они прикручены – тряска будет периодически усиливаться за счет резонирующего эффекта. Соответственно, вибрировать будет не только рулевое колесо, но и весь автомобиль, что при стоянке, что при езде.
К сожалению, простая подтяжка креплений в таких случаях помогает очень редко. Чаще приходится менять те самые амортизирующие подушки. Стоят они сравнительно недорого, но вот сама процедура их замены может отпугнуть начинающих засучить рукава своей кажущейся сложностью.
Причина №2. Троящий двигатель
Троящим называется тот двигатель, у которого не все цилиндры работают равномерно и без перебоев. Если в каком-то одном (или более) из них имеются пропуски зажигания, перебои с подачей топлива (в дизелях) или топливовоздушной смеси (в бензиновых моторах), нарушена компрессия и другие проблемы – двигатель будет троить. Физически этот дефект проявляется в виде вибрации, которая вызвана нарушением весового и инерционного баланса. Соответственно, вибрации руля сопровождаются в таких случаях тряской всего автомобиля, но от предыдущей причины отличаются еще и снижением динамики.
Выявить троящий мотор начинающим не всегда просто, а тем более, найти причину возникшей проблемы. Как правило, дополнительно к вибрации руля при такой поломке добавляются такие симптомы, как нестабильная работа мотора, «отупение» машины при разгоне и другие. Ну а поиск причины, из-за которой троит двигатель – это целая эпопея, требующая отдельной статьи.
Причина №3. Слишком низкие холостые обороты
В данном случае все предельно просто. Если скорость вращения коленчатого вала на холостом ходу недостаточная, то двигатель начинает работать нестабильно. Проявляется дефект как постоянно, так и при определенных условиях. Например, холостые обороты могут падать ниже нормы после включения печки, света головных фар или любой другой мощной нагрузки. В исправном автомобиле это все дело должно компенсироваться, и холостые в результате поддерживаются на нужном уровне.
Аналогично предыдущей проблеме, описывать решение этой в рамках пары абзацев особого смысла нет. Тема обширная, и ее развитие зависит от целого ряда факторов. Однозначным остается только одно – заниженные или периодически падающие холостые обороты вполне могут стать причиной вибрации или систематической тряски рулевого колеса. Вполне логичным и естественным является то, что проблема исчезает, когда двигатель работает на средних и высоких оборотах.
Причина №4. Износ приводного вала рулевой рейки
Эта деталь предназначена для превращения крутящего момента, создаваемого усилиями рук водителя, в поступательное движение рулевой рейки. Когда данный узел раздолбан, вибрации двигателя через него вполне могут передаваться на руль, даже если машина просто стоит на месте. Также источником противной тряски на руле в данном случае может быть некорректная работа гидравлического усилителя.
Диагностируется эта поломка в гаражных условиях весьма непросто, и небыстро. Так что, если вы начинающий автолюбитель (а именно на таких и рассчитан этой материал), либо принципиально не ковыряетесь своими руками в машине – обратитесь к специалисту с уже готовой задачей.
Разгон
Исключительно при разгоне вибрации на руле наблюдаются крайне редко. Как правило, если они есть, то они дублируются и в других режимах при езде. Опять же, уже рассмотренные 4 причины биения руля на холостом ходу вполне могут проявляться и при разгоне. Но, несмотря на это, есть, все же, некоторые дефекты, которые могут претендовать на звание уникальных причин вибрации при разгоне. Их рассмотрим в первую очередь, а остальные – так, до кучи, как говорится.
Причина №5. Разбалансированные колеса
Наверное, самой часто встречающейся причиной биения руля при разгоне является именно разбалансировка колес. В своем роде, это уникальный дефект, который редко проявляется еще в каком-либо другом режиме движения автомобиля. В том числе, как правило, вибрации руля постепенно или внезапно пропадают, как только набирается приличная скорость, либо наступает ее снижение. Подчеркнем – только, как правило, но не в 100% случаев. Иногда разбалансированные колеса ощущаются на руле что при разгоне, что на скорости, что при торможении.
Какие колеса называются разбалансированными? Таковыми считаются те колеса, вес которых неравномерно распределен по всей окружности. То есть, грубо говоря, с какой-то одной стороны колесо немного тяжелее, чем в других точках. А поскольку эти детали автомобиля вращаются, то они в значительной степени подвержены влиянию центробежной силы. И когда колеса не сбалансированы по весу, на разные их точки действует разная центробежная сила. Отсюда и вибрации на руле.
Первое, что можно сделать, это осмотреть колесные диски на предмет наличия прилипшей грязи или снега, если на улице зима. Несмотря на кажущуюся несерьезность, даже небольшие наросты грязи, снега или льда приводят к существенному дисбалансу по весу. Соответственно, очистка и мойка с дальнейшим регулярным уходом – полностью решает данную проблему.
Если колесные диски чистые, следующим шагом идет осмотр протекторов шин. В них часто застревают мелкие камешки, которые, несмотря на свой мизерный вес, при достаточном количестве могут стать вполне реальной причиной вибрации на руле. Особенно «любит» накапливать подобные вещи зимняя резина.
И последнее. Чтобы колеса машины не вызывали вибрацию руля при разгоне и движении из-за разбалансировки, их нужно своевременно балансировать на соответствующих сервисах. Услуга эта копеечная, и часто повторять ее нет смысла. Как правило, хватает балансировки по сезону, когда зимние шины меняются на летние, и наоборот. Здесь вполне резонным будет замечание, распространяющееся на любителей так называемых всесезонных покрышек, которые эксплуатируются на автомобиле по несколько лет. Естественно, никто никакой балансировки обычно в таких случаях два раза в год не делает. А между тем, она ой как нужна.
Причина №6. Ослабившиеся болты (гайки) ступицы
Несмотря на то, что эта причина многим покажется довольно нелепой, но она встречается не так уж и редко. Крепежи, которыми колесные диски крепятся к ступицам, вполне могут ослабиться, даже если они затянуты с правильным усилием. Для этого достаточно просто «удачно» наехать на ямку средней глубины. Ну а, чтобы такое случилось, если ступичные болты были изначально не затянуты – вообще промолчим.
Такое, кстати, весьма часто встречается среди начинающих автолюбителей, которые первые разы самостоятельно меняют пробитое колесо. Они затягивают болты (или гайки) тогда, когда машина находится на домкрате, а после его опускания либо забывают дотягивать, либо просто отвлекаются на что-либо.
Результат всего этого один – сначала ощущаются вибрации на руле, или скорее, его систематическое и безобразное виляние в стороны. Ну, а потом, если не были приняты соответствующие меры – можно в дороге прямо на ходу остаться без одного колеса. Примеров из жизни полно – поищите в «ютубе». Но сначала проверьте – затянуты ли болты на ваших колесах.
Причина №7. Изношена рулевая рейка
Эта причина уже не является такой же уникальной, как предшествующая. Износ рулевой рейки в виде вибрации, виляния или биения руля можно ощущать, как при разгоне автомобиля, так и во время размеренного движения. Но, все же, чаще этот «недуг» проявляется именно на разгоне (а также при маневрировании).
Начинающим автолюбителям пытаться выявить износ рулевой рейки – практически бесполезно. Гораздо лучше обратиться с этой возможной проблемой к тому, кто знает, как это делается. В любом случае, если причина окажется именно в рулевой рейке, замены довольно недешевой детали вам не избежать. И делать это надо без особых отлагательств в длинный ящик, поскольку убитая рейка «потащит» осень скоро за собой и другие детали рулевого механизма. В конце концов, езда на таком автомобиле небезопасна и для вас, и для других участников дорожного движения (собственно, как и в большая часть остальных причин вибрации руля).
Причина №8. Изношены рулевые наконечники
Рулевые наконечники – это детали рулевого механизма, посредством которых через тяги соединяется рейка со ступицами передних колес. Чрезвычайно, надо сказать, подверженные частому износу элементы. Радует только одно – их стоимость. Немного, конечно, огорчает стоимость их замены, а также необходимость после этой процедуры выполнения регулировок схождения колес, что тоже стоит денег.
Тем не менее, разболтанные рулевые наконечники – это гарантированная вибрация на руле. Нередко проявляется этот дефект и в виде так называемого самопроизвольного виляния рулевого колеса по сторонам. Особенно, когда машина разгоняется или двигается на невысокой скорости. Также износ рулевых наконечников дает о себе знать на руле, когда автомобиль попадает в колею на дороге.
Диагностировать рулевые наконечники несложно даже начинающему автолюбителю. Лучше, конечно, делать это с помощником. Вариантов диагностики всего два. Первый заключается во вращении рулевого колеса туда-обратно одним, тогда как второй – смотрит снизу на поведение деталей. Разболтанные наконечники видно обычно сразу. А подтвердить диагноз можно при помощи усилия, приложенного к рулевым тягам в направлениях их движений, то есть, в сторону соответствующего колеса и обратно.
Ремонтировать тут, собственно, нечего. Только полная замена деталей.
Причина №9. Износ и другие проблемы со ступичными подшипниками
Название детали говорит само за себя – на этих подшипниках вращаются колеса на ступицах. В случае их износа вибрации на руле проявляются, опять же, чаще при разгонах автомобиля. Также сильно изношенные ступичные подшипники можно буквально ощутить вестибулярным аппаратом во время маневрирования. У кого было, тот поймет, о чем речь.
Проверить ступичные подшипники на предмет износа довольно просто и без специалиста, чего нельзя сказать об их замене. Диагностика заключается в пошатывании колеса, вывешенного на домкрате. Шатать лучше из-под машины, находясь в смотровой яме. Так можно будет точнее увидеть, где имеется люфт – в ступице, или же где-то на элементах рулевого механизма или подвески.
Понятно, что ремонтировать и тут нечего. Только покупка новых подшипников, и установка их вместо убитых. Повторим, что процедура эта довольно сложная, и без предварительной подготовки лучше за нее не браться.
Движение со скоростью до км/ч
Среди двадцати представленных выше возможных причин вибрации и биения руля есть две, которые зачастую проявляются только в этом режиме. Размеренная езда по ровной дороге с небольшой или средней скоростью. К причинам этим относится:
- Деформация колёсных дисков.
- Неотрегулированное схождение.
Обе заслуживают отдельного внимания.
Деформированные диски колёс
Колёсный диск может быть согнут не только снаружи
Чтобы столкнуться с вибрациями руля из-за деформированных дисков, у нас есть все условия. А именно — наши распрекрасные дороги, с ямами в колено. Также диски часто гнутся при неудачных заездах на бордюры, корни деревьев в лесу и так далее. Лежачие полицейские, преодолеваемые безграмотно, тоже могут согнуть какие-угодно диски.
Как вычислить эту причину? Первое, что можно сделать, это осмотреть колёса визуально. Причём, не только с видимой стороны, а и с внутренней. Также неровные диски можно рассмотреть, если вывесить поочерёдно все колёса и прокрутить их рукой. Наблюдая в процессе за ободом, заметно деформировавшиеся участки должно быть видно без каких-либо приспособлений.
Решение проблемы тоже довольно простое. Выровнять диски можно в соответствующем сервисе. Называется услуга — прокатка. Стоит сравнительно недорого и, в принципе, её полезно выполнять не реже, чем раз в год. Особенно, если вы проживаете в регионе, где хорошие дороги только по телевизору показывают. Своими руками тут, вряд ли, что-то можно сделать. Хотя есть и такие, кто небезуспешно ровняли диски при помощи известного ударного инструмента. Тем не менее, так лучше не делать.
Неотрегулированное схождение колёс
Особенно коварна ситуация, когда колёса «смотрят» в разные стороны
О регулировке развала и схождения колёс знают, наверняка, даже самые начинающие автолюбители. Процедура эта должна делаться:
- после смены зимней резины на летнюю и наоборот;
- раз в год, если резина всесезонная и, соответственно, не меняется несколько лет;
- после замены колёсных дисков, например, когда штампованные меняются на литые или кованые;
- после пробега 10 000 км;
- после любого ремонта подвески или рулевого управления.
Все эти пункты взаимозаменяемые и самодостаточные, то есть, работают по принципу — что первое наступит. Также регулировки необходимо повторять, если появились ощущения, что они сбились. Понять это в некоторых случаях можно и без специального оборудования. Во-первых, «смотрящие» в разные стороны колёса видно, если посмотреть на автомобиль спереди или сзади. Во-вторых, неправильное схождение ощущается на руле не только в виде вибраций. Его ещё и в сторону постоянно тянет на абсолютно ровной дороге.
Это интересно: Поломка: Ремонт стартера Chery Amulet 2006-2015
Биение руля на скорости свыше км/ч
Плавно переходим к причинам, от которых уже попахивает опасностью. Так, биение руля на скорости и причины его проявления — могут закончиться не только дискомфортом, но и серьёзной аварией. Поэтому в таких случаях первое, что нужно предпринять, так это прекратить эксплуатировать автомобиль. А уже потом искать причину среди рассмотренных здесь.
Не исключая уже рассмотренные варианты, обратите внимание ещё на два момента:
- Шишки.
- Разброс давления в шинах.
Здесь, вроде бы, всё и так понятно. Поэтому — буквально в двух словах по каждому пункту.
Шишки
Шишки бывают разные — …
Шишки или грыжи появляются на шинах из-за того, что внутри резины лопается усиливающий каркас — корд. В результате на ослабившемся участке вылезает бугорок, который со временем под нагрузками разрастается. Сначала этот дефект приводит к дисбалансу колеса, что и становится причиной биения в руль. Если своевременно такую шину не заменить, что рано или поздно она в этом месте лопнет. Как правило, случается подобное как раз-таки на приличной скорости, когда резина испытывает самые большие нагрузки. Стоит ли говорить, что автомобилем на трёх колёсах управлять невозможно, от слова совсем.
Разброс давления в шинах
Вибрации могут присутствовать при разном давлении в колёсах на одной оси
Несмотря на кажущуюся простоту этой причины, встречается она намного чаще других. Многие не следят, как положено, за давлением в шинах. Со временем разброс нарастает, так как почти всегда какое-то одно колесо спускает быстрее других. Кроме того, давление в одной из шин может существенно уменьшится в пути при наезде на серьёзную неровность. Опять же, не стоит забывать о саморезах, невесть откуда в избытке взявшихся на дорогах. Когда они попадают в резину, колесо может не спустить полностью, но давление в нём обязательно понизится.
Результат всего этого один — биение в руль на высокой скорости. Решается проблема тоже однообразно и просто. Во-первых, при появлении вибрации нужно тут же остановиться, и выяснить причину. Во-вторых, за давлением в шинах необходимо следить перед каждым выездом, как это положено, а не тогда, когда спущенное колесо видно за километр.
Вибрация при поворотах
В тех случаях, когда идёт вибрация при повороте руля, грешить стоит начинать на износ следующих деталей:
- ШРУС, если машина переднеприводная.
- Подшипники рулевого редуктора.
- Кардан рулевой стойки.
- Втулки стабилизатора поперечной устойчивости.
Традиционно по каждому пункту прогуляемся отдельно.
Износ ШРУС
Шарниры равных угловых скоростей через колёса связаны с рулевым управлением
(на переднеприводном автомобиле, разумеется)
Подчеркнём для начала, что эта причина распространяется только на автомобили с приводом на передние колёса. При значительном износе шарниров равных угловых скоростей биение руля наблюдается как раз-таки во время поворотов и других манёвров независимо от скоростного режима. Определить дефект проще простого. Для этого нужно выполнить разворот на минимальной скорости при полностью вывернутом рулевом колесе. Как правило, если хоть один ШРУС отжил своё, в таком режиме он издаёт противный хруст.
Ремонту данный узел обычно не подлежит. Только замена.
Износ подшипников рулевого редуктора
В рулевом редукторе чаще всего «умирают» подшипники
Данный узел служит для передачи и преобразования вращательного момента от рулевого вала к рейке. Когда в нём изнашиваются подшипники, на руле наблюдается заметное биение, которое особенно резво проявляется во время маневрирования. На ямах и ухабах оно, к слову, тоже может проскакивать. Страдают эти подшипники из-за плохих дорог, либо по причине неаккуратной эксплуатации автомобиля. У некоторых моделей, как отмечают сами автолюбители, данный узел является слабым местом, а потому беспокоит очень часто.
Износ кардана рулевой стойки
Из-за кардана вибрации и биения в руль чаще ощущаются на неровностях
Эта деталь присутствует не на всех автомобилях, но на большинстве, всё же, есть. Предназначен кардан для передачи крутящего момента от рулевого колеса к редуктору или непосредственно на рейку, если механизм без усилителя. Установлен на втулках, которые имеют свойство разбиваться или лопаться. Соответственно, появляется биение в руль, которое особенно ощущается на поворотах при сравнительно невысоких скоростях. На ямах и ухабах можно также слышать характерный хруст.
Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости
Износ втулок приводит к вибрациям руля во время маневрирования
Стабилизатор поперечной устойчивости предназначен для того, чтобы во время резких манёвров машина не кренилась. В большинстве случаев эта простейшая по своей конструкции деталь крепится на четырёх резиновых втулках. Когда ресурс последних исчерпывается, возникает ряд проблем, в числе которых вибрация при повороте руля. На неровном дорожном покрытии эффект, как правило, усиливается.
Биение руля при торможении
Сначала стоит отметить, что при торможении биение руля может наблюдаться по некоторым из тех причин, которые были рассмотрены выше. Однако есть две, из-за которых неприятные ощущения проявляются только во время торможения:
- Деформация тормозных дисков.
- Неравномерная выработка тормозных колодок или дисков.
Рассказывать по этим пунктам особо нечего, потому здесь коротко.
Деформированные тормозные диски
Деформацию и неравномерный износ лучше рассматривать с такого ракурса
Биение наблюдается по той причине, что колодки при нажатии на педаль тормоза прижимаются и скользят по неровной поверхности. Абсолютно то же самое происходит и с деформированными барабанами. Определяется проблема без специалистов довольно легко. Для этого нужно вывесить колеса на домкрате, снять их, и внимательно осмотреть со всех сторон детали тормозной системы. Как правило, достаточные для возникновения вибраций при торможении деформации видны невооружённым глазом.
Неравномерная выработка тормозных дисков
Как и в предыдущем случае, причина работает аналогично. Тормозные колодки во время торможения не скользят по дискам, а буквально скачут. Отсюда биение на рулевом колесе. Кроме того, оба дефекта проявляются в виде вибраций не только на руле, но и на самой педали тормоза.
Плохая дорога
Наверняка все и так знают, что такое плохие дороги
Под конец остаётся рассмотреть последнюю возможную причину биения руля, которая всегда проявляет себя исключительно на плохих дорогах. Опять же, в таких условиях возможны и другие причины, описанные в этой статье. Но они дают о себе знать и в других режимах движения, тогда как оставшаяся — только на неровностях.
Шаровые опоры
Из-за шаровых опор биение и вибрация в руль
передаётся во время прямолинейного движения
На шаровых опорах условно опираются и имеют возможность поворачиваться передние колёса автомобиля. Конструктивно — крайне простая деталь. Изнашивается там же, где впоследствии проявляет себя в виде вибраций на руле, а именно — на плохих дорогах. Проверить шаровую немного сложнее, чем рулевые наконечники (это всё рядом находится, и проверяется обычно вместе), но, тем не менее, возможно.
В случае выявления износа существует два выхода из ситуации. Они такие же, как и с рулевыми наконечниками. Первый выход — это замена. Второй — восстановление. Собственно говоря, на некоторых машинах шаровые опоры выполнены в совокупности с рычагами подвески, что делает замену деталей довольно накладным по деньгам мероприятием. Для таких случаев и придумали восстановление.
Движение по прямой на малых скоростях
Бывают и такие причины биения руля, которые проявляют себя исключительно при движении на малых и средних скоростях. Опять же, не стоит исключать и уже рассмотренные дефекты, ровно, как и описанные далее, в других разделах.
Причина №10. Деформация дисков
Довольно распространенная причина биения руля на малой и средней скоростях движения. Скорее всего, объяснять подробно, что такое деформация, и откуда она берется, не нужно даже начинающим водителям. С нашими знаменитыми дорогами это проблема чуть ли не «намбер уно».
Поиск причины простой, и заключается в визуальном осмотре колесных дисков. Особое внимание обращается на те места, где на диске «сидит» шина. Это место называется у колеса ободом, и именно оно страдает от наезда на ямы и другие неровности дороги первым. Нельзя также забывать, что у колесного диска, как бы это странно не звучало, две стороны – наружная и внутренняя. Так вот, о внутренней стороне часто забывают, никогда не смотря на нее. А между тем, по закону подлости, деформации, являющиеся частой причиной биения руля, находятся именно там.
Ремонт здесь простой и сравнительно недорогой, если диск не ушатан в хлам. Обычная процедура, называемая прокаткой, возвращает колесам форму идеального круга, и вибрации вполне могут исчезнуть полностью. Немного, конечно, сложнее и дороже придется тем, у кого литые или кованые диски. Такие если и подлежат прокатке, то делается это с трудом, за который специалисты хотят соответствующей оплаты. Со стальными же дисками проблем не бывает никогда, если они только не лопнувшие.
При подготовке данного материала в Интернете была найдена информация, что стальные штампованные диски иногда даже при помощи кувалды выравнивают до идеала. Кто его знает, может и есть у нас такие кузнецы-удальцы, но по (субъективному) мнению автора доверять таким мастерам колеса от своей машины – плохая затея…
Причина №11. Неотрегулированные развал со схождением
Здесь тоже, по всей видимости, объяснять особо ничего не надо. Достаточно только сказать, что «смотрящие» в разные стороны колеса – это верная причина вибрации руля. Проявляется проблема чаще при разгоне и при движении на маленьких скоростях. При достижении солидной скорости, как правило, временно пропадает.
Диагностика простая, если случай сильно запущенный. Криво установленные колеса видно невооруженным глазом. В любом случае, даже если отклонение не видно без оборудования, регулировать развал со схождением без оных не получится. На глазок здесь не катит. Посему, если есть подозрения на этот счет, или просто давно не делали корректировку развала со схождением – обратитесь в соответствующий сервис. Процедура не настолько дорогая, чтобы жалеть денег на ее выполнение хотя бы два раза в году.
После любого ремонта, касающегося подвески, рулевого управления, а также замены колесных дисков и даже шин – регулировка развала и схождения просто обязательна к выполнению независимо от того, когда вы ее делали последний раз. Хоть позавчера…
Движение по прямой на больших скоростях
Довольно часто те причины биения в руль, которые не проявляются при разгоне или при размеренном движении, наводят страху на трассе. Когда скорость переваливает за 100-120 км/час. Причем на абсолютно ровной, казалось бы, дороге. Уникальных причин здесь всего две. О них немножко и поговорим. Но не будем также забывать и об уже сказанном, так как кривые колеса, дефекты рулевого механизма и ходовой части – тоже могут дать о себе знать исключительно на солидной скорости.
Причина №12. Шишки
Они же грыжи. Это довольно распространенные дефекты шин, появляющиеся из-за того, что разрушается каркас жесткости – или корд из проволоки (нитей). Когда корд в определенном месте разрывается, из-за приличного давления в этом месте вылезает шишка. Она, во-первых, приводит к дисбалансу. Во-вторых, грыжа может оказаться прямо на пятне контакта покрышки с дорогой, отчего автомобиль будет, как бы, слегка подпрыгивать при каждом обороте поврежденного колеса. Когда скорость большая, все это превращается в мелкие, но довольно неприятные вибрации на руле.
Кстати, многие автолюбители отмечают, что по скорости движения автомобиля иногда получается определить, на какой именно оси имеется дефект, вызывающий биение руля. Считается, что, если вибрации проявляются на скорости 90-100 км/час, то проблему следует искать, в первую очередь, на колесах передней оси. Соответственно, если руль трясет после того, как стрелка спидометра заходит за 110-120 км/ч и дальше – «виновата» задняя ось. К сожалению, на практике нельзя доказать, что это на 100% верно, и всегда одинаково повторяется. Но иметь в виду данную информацию, все же, не помешает. Кто знает, может быть у вас будет именно так, и вы быстрее найдете причину биения руля…
Причина №13. Разное давление в шинах
Тоже вполне может приводить к неприятным вибрациям на рулевом колесе, но только при одном условии. Оно заключается в том, что давление должно быть разным в колесах на одной оси, а также разница должна быть весьма приличной. Физика вибраций по этой причине довольно простая. Более пустое колесо имеет меньший диаметр и, соответственно, меньшую длину окружности. Из-за этого его периодически уводит в сторону, что на малых скоростях ощущается в виде избыточной нагрузки на рулевом колесе, а на приличной скорости – в виде вибраций и довольно страшных виляний.
Решение проблемы простое и очевидное. Давление в шинах нужно выровнять, и делать это надо, к тому же, регулярно. Особенно, если резина не новая, либо вы часто ездите по ужасным дорогам, что для некоторых отечественных автовладельцев вообще является нормой.
Маневрирование
Причин вибрации руля при маневрировании, то есть, во время вхождения в повороты или при агрессивной перестройки из полосы в полосу – можно отметить всего три. Однако не исключено, что проблемой является то, что уже рассмотрено выше. Хотя при таких раскладах биение руля наблюдается не только при маневрировании.
Причина №14. Износ ШРУС
ШРУС – это шарниры равных угловых скоростей. Они предназначены для передачи крутящего момента от коробки передач или редуктора на ведущие колеса. Устроены они довольно хитро и, поскольку непосредственно присоединены, как минимум, к паре колес одной оси – вполне способны стать причиной вибрации руля.
Как правило, если машина переднеприводная, то износ ШРУС можно услышать при разворотах или поворотах автомобиля с полным выворотом руля. В народе говорят, что они при этом хрустят. Если же привод у машины задний, то поломка ШРУС, наверное, не должна быть причиной вибрации руля. Такие проблемы проявляются по-другому – тот же хруст, стуки, иногда металлический скрежет, а также подергивание всей машины из-за того, что какой-то из ШРУС уже подклинивает.
Причина №15. Износ подшипников рулевого редуктора
Находятся эти подшипники в редукторе, через который усилие рулевого колеса передается дальше по механизму к передним колесам. Когда они изнашиваются, проявляются, собственно, не только вибрации руля, но также и его заметный люфт. Ремонт, к сожалению, сложный, и не всегда обходится недорого. А вот разбиваются эти самые подшипники из-за плохих дорог довольно быстро. В некоторых машинах это вообще больное место, как говорят их владельцы.
Причина №16. Износ кардана рулевой стойки
Соединяет рулевое колесо с редуктором и остальными деталями рулевого механизма. Изнашиваются в нем втулки, которые часто сделаны из пластика, и очень часто из крайне некачественного. Сам кардан рулевой стойки тоже не воздухе висит, а потому опорные втулки или подшипники – тоже могут поизноситься, что и вызовет назойливые вибрации руля. Выявить эту поломку несложно, поскольку к вибрациям добавляется еще и люфт рулевого колеса.
Причина №17. Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости
Такая поломка приводит и к куда более серьезным проблемам, чем простые вибрации руля при поворотах. К счастью, деталь эта простая и в диагностике, и в ремонте. Грубо говоря, это, особым образом, изогнутый железный лом, закрепленный в четырех точках. В этих самых точках есть резиновые втулки, которые и нужно осмотреть на предмет износа.
Торможение
Вполне естественно, что многие из уже рассмотренных причин вибрации руля вполне могут дублироваться и при торможении. Но есть и такие, которые проявляют себя именно в этом режиме. Это свойство делает их в своем роде уникальными, а потому – несложно диагностируемыми.
Причина №18. Деформированные тормозные диски или барабаны
Здесь все просто. Тормозные колодки при торможении скользят не по ровной поверхности, отчего и возникает биение на руле. Как правило, причина сопровождается вибрацией педали тормоза, ощущаемой ногой. Деформированные диски часто видно невооруженным глазом, хотя иногда проблема выявляется только при осмотре специалистом.
Причина №19. Неравномерная выработка на тормозных дисках или барабанах
То же самое. Вибрации присутствуют не только на рулевом колесе, но и на педали тормоза. Выработку тоже хорошо видно, а потому диагностика этой проблемы не требует особых знаний и опыта. Чего, опять же, нельзя сказать о ремонте.
Все возможные причины биения и вибрации руля
Вполне возможно, что для многих будет достаточно пройтись по краткому списку всех возможных причин, чтобы решить проблему. Поэтому сначала перечислим их без каких-либо пояснений:
- Ослабление или износ креплений мотора.
- Троящий или разбалансированный двигатель.
- Недостаточные обороты холостого хода.
- Износ приводного вала рулевой рейки.
- Несбалансированные колёса.
- Ослабившиеся гайки или болты крепления колёс.
- Износ рулевой рейки.
- Износ рулевых наконечников.
- Износ ступичных подшипников.
- Деформированные колёсные диски.
- Неотрегулированное схождение колёс.
- Шишки и грыжи на резине.
- Разброс давления в шинах.
- Износ шарниров равных угловых скоростей.
- Износ подшипников рулевого редуктора.
- Разболтанный кардан рулевой стойки.
- Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости.
- Деформированные детали тормозного механизма.
- Неравномерная выработка тормозов.
- Разбитые шаровые опоры.
Если для выявления причины, по которой бьётся или вибрирует рулевое колесо в вашем случае, этого перечня недостаточно, дальше представленные пункты расписаны детальнее. Кроме того, они рассматриваются совместно с соответствующими режимами эксплуатации, что позволит сразу же исключать большую часть нашего списка.