Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каков принцип работы вакуумного усилителя тормозов
- Как проверить работу вакуумного усилителя тормозов
- Как выполняется регулировка и ремонт ВУТ
Одной из важнейших деталей в тормозной системе автомобиля является вакуумный усилитель. Его работа позволяет снизить усилия, прилагаемые водителем при нажатии на педаль тормоза. Эффективность работы тормозной системы при этом остается неизменной. Как и любая другая деталь машины, вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) подвержен износу, а значит, может выйти из строя при длительной эксплуатации. Поэтому необходимо периодически проводить проверку ВУТ. Как провести проверку вакуумного усилителя тормозов, расскажем далее.
Содержание
Что такое и для чего нужен ВУТ
Чтобы определить неисправность ВУТ, имеет смысл описать его предназначение, принцип работы, а также влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Итак, основная задача «вакуумника» заключается в усилении физической силы (обычно в 3…5 раз), прилагаемой водителем на педаль тормоза автомобиля. Это жизненно необходимо, поскольку даже очень сильный человек не в состоянии создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы все тормозные колодки сжались до нужного значения в критический момент. Создается такое усилие за счет разряжения воздуха, а в качестве его источника используется область в впускном коллекторе двигателя либо нагнетается дополнительным насосом.
Конструкционно ВУТ состоит из двух камер — атмосферной ( со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера с помощью соответствующего трубопровода соединена с впускным коллектором. При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной с помощью толкателя, на котором имеется так называемый клапан слежения. Далее диафрагма соединяется со штоком и происходит нагнетание тормозной жидкости к тормозным цилиндрам. Если на тормозную педаль не оказывается усилие, то под воздействием обратной пружины диафрагма возвращается на место, давление на тормозную жидкость ослабевает, из-за чего тормозные колодки расходятся и торможение прекращается.
Устройство ВУТ
В самом простом случае вакуумный усилитель тормозов берет разрежение из впускного коллектора. Для этого он соединен с ним соответствующим трубопроводом. Однако во многих современных автомобилях для «вакуумника» существуют отдельные вакуумные насосы. Они бывают двух типов. Первый — механический, он имеет привод от распределительного вала двигателя. Второй — электрический, он приводится в действие отдельным электрическим двигателем. Использование дополнительных насосов не только повышает комфорт использования тормозной системы, но и повышает ее надежность (например, в случае повреждение и/или разгерметизации). Но все же насос — лишь вспомогательный элемент, и основное разрежение берется из впускного коллектора.
Это интересно: Полировка лакокрасочного покрытия Chery Tiggo
Основные неисправности устройства
Видов поломок вакуумника не так уж и много, а именно:
- Потеря герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или мест его соединения;
- Выход из строя обратного клапана;
- Разгерметизация рабочих камер усилителя.
Первые две неисправности – основные, третья же встречается очень редко.
Также стоит отметить, что в большинстве авто вакуумник работает от разряжения, создаваемого во впускном коллекторе (их то и соединяет между собой трубопровод).
Но на некоторых моделях усилитель для повышения эффективности работы дополнительно комплектуется вакуумным насосом. Причем этот элемент может быть, как механическим (с приводом от распределительного вала), так и электрическим, со своим электродвигателем.
Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, который повышает эффективность работы усилителя. При этом основное разрежение все так же берется от впускного коллектора.
В авто, комплектующимися этим узлом, насос – еще один компонент, который может прийти в негодность. При этом усилитель будет продолжать работать, хотя на некоторых режимах движения усилие на педали возрастет.
Признаки возникновения проблем в работе
Неисправности вакуумного усилителя и компонентов, обеспечивающих его работу, обязательно проявляются, причем достаточно явно.
Если ваккумник не функционирует, это будет сопровождаться «тугостью» выжима педали.
При полном отказе этого элемента нажать на тормозную педаль очень сложно (для удостоверения в этом достаточно при неработающем моторе нажать на педаль 4-5 раз, на последнем выжиме сопротивление будет очень большим).
Поскольку разрежение берется от впускного коллектора, потеря герметичности вакуумного усилителя может сопровождаться изменением работы мотора при торможении (хотя этого происходить не должно).
Причем в одних случаях обороты силовой установки при нажатии на педаль тормоза могут падать (вплоть до остановки агрегата), в других же – обороты повышаются.
Здесь все просто – если есть не герметичность в вакуумнике, будет происходить подсос воздуха в коллектор, который влияет на пропорции топливовоздушной смеси, отсюда и изменение режима работы мотора.
Еще одним явным признаком является появление шипения при выжиме педали. Появление такого звука указывает на появление подсоса воздуха.
Что касается вакуумных насосов, то механические могут издавать стуки, причем постоянно (виноват в этом обычно приводной шток), в электрических же повышается шумность работы, также возможен сильный нагрев при работе мотора (здесь обычно неисправность кроется в приводном электродвигателе).
Какпроверить ВУТ и вакуумный шланг
Приостанавливаем ДВС и прокачиваем остановочнуюсистему, нажав на тормоз шесть-семь раз. Снова заводим авто, держа ногу напедали. Если при запуске ДВС педаль торможения слегка подвинулась вперед, с вакуумникомвсе нормально. Если не подвинулась, проверка усилителя тормозов должна бытьпроведена тщательнее.
Если при прокачивании остановочной системы возникличужеродные шумы, для начала внимательно осматриваем все проводники и клапан,чтобы определить неисправность – возможно, ее причиной стали механическиеповреждения. Внимательно осматриваем основной проводник, соединяющий усилительс коллектором ДВС автомашины.
Проверка вакуумного шланга и обратногоклапана
Причиной неисправности вакуумника может статьклапан. Из-за тяжелых условий работы приходят в негодность резиновые прокладки.Это ведет к дополнительной тяжести клапана в движении или частичному поражениюмембраны. Эти неполадки выявляются уже при визуальном осмотре.
Бываеттак, что в автомашине некорректно работает один из цилиндров. Чаще всего,автовладельцы думают, что причина этому – амортизация свечей зажигания. Нотакое нарушение может быть связано с изъяном вакуумного усилителя тормозов.
Если, проверяя вакуумный шланг, места соединений ивозвратный клапан, вы не обнаружили никаких неполадок, а проблема осталась,тогда идем дальше:
- Запускаеммотор вхолостую.
- Затягиваемручник.
- Просимпомощника надавить на тормоза.
- Используяплоскогубцы, пережимаем вакуумный шланг, предварительно обмотав его тряпочкойдля избежания повреждения.
- ЕслиДВС не троит и функционирует стабильно, это говорит о неисправности именновакуумника.
Способыпроверки усилителя
Существует четыре основных варианта испытаниявакуумного усилителя тормозов. Для начала, необходимо завести ДВС, посколькулишь подача вакуума от мотора позволяет усилителю корректно функционировать.
Троениедвигателя при нажатии на педаль тормоза
Если вакуумник пропускает воздух, то в процессеработы ДВС появляются пропуски зажигания. Такое случается вследствиеповреждения мембраны или внутреннего клапана. Такая поломка ведет к нарушениюнаилучшей пропорции воздуха и горючего – в этом случае говорят о троении двигателя. Чтобы этопроверить, запускаем мотор вхолостую и жмем на тормоза.
Включаем ДВС и даем ему поработать вхолостую околопяти минут. Потом выжимаем тормоз до конца. Это нужно для образования востановочной системе вакуума. Отпускаем тормоз и опять давим до упора.
При неисправности вакуумного усилителя тормозов мыувидим, что амплитуда педали во второй раз окажется существенно короче. Если жепедаль двигается одинаково и при начальном, и при повторном испытании, то узелне поврежден.
Проверкавакуума двигателя вакуумметром
Если результаты предыдущих тестов вызывают сомнения,то лучше продиагностировать ВУТ на достаточное поступления вакуума. В этом нампоможет вакуумметр.
Автомобильный вакуумметр
- Отсоединяемвакуумный шланг от усилителя и подключаем через тройник, обеспечиваявозможность использования вакуумметра.
- ЗаводимДВС.
- Смотримна датчик: если на нем отображается значение меньше 400-450 мм ртутного столба,значит, вакуум выходит через трещину или негерметичный уплотнитель впускногоколлектора, шланг, негерметичный уплотнитель головки блока цилиндров либодругие механизмы.
ПроверкаВУТ ручным вакуумным насосом
Вот мы и подошли к тому, как проверить механизм,используя ручной вакуумный насос. Пожалуй, это наиболее действенный метод. Напроверку уйдет совсем немного времени.
- ДаемДВС поработать вхолостую на протяжении 15 минут, до выхода на рабочуютемпературу.
- ЗаглушаемДВС и отсоединяем вакуумный проводник от возвратного клапана усилителятормозов.
- Подсоединяемк клапану ручной вакуумный насос.
- Подаемнапор вакуума на механизм до 500 мм ртутного столба.
- Выжидаемпять минут: если ВУТ исправен, он будет держать вакуум.
- Жмемна остановочную педаль (насос при этом не отсоединяем) – при неповрежденном устройствевакуум снизится на 125-250 мм ртутного столба. Если показатель останется такимже или снизится до нуля, значит, вакуумный помощник поврежден.
Проверкаобратного клапана ВУТ
Проконтролировать работу возвратного клапана можнодвумя способами: указанная деталь демонтируется, проверка производится приработающем моторе и выжатой педали остановки ТС.
Снимаем клапан. Дуем в штуцер, ранее присоединенныйк ВУТ, используя жесткую резиновую грушу от ареометра. Можно подуть и ртом – внеповрежденном клапане воздух проходит свободно. Потом втягиваем воздух изштуцера. Нормально работающий клапан не будет пропускать воздух. Нарушения вэтом процессе говорят о повреждении клапана вакуумного помощника.
Проверка обратного клапана ВУТ
Но снятие возвратного клапана – не лучшая проверка,так как в процессе демонтажа можно нарушить герметичность конструкции. Поэтомулучше использовать второй вариант:
- Заводиммотор на пару минут.
- Выжимаемдо конца на педаль замедления хода и выключаем мотор.
- Неповрежденныйвозвратный клапан закроется. Поскольку со стороны коллектора отсутствуетразрежение, а в отсеке останется вакуум, для удержания педали не надоприкладывать дополнительную силу.
- Еслипедаль остановки ТС сразу потянется кверху, то возвратный клапан системыповрежден.
Это интересно: Снятие и установка наружных зеркал заднего вида Chery Amulet
Почему ВУТ выходит из строя?
При поломке ВУТ тормозная система сохраняет работоспособность, но выжать педаль оказывается сложно. Типичных причин выхода механизма из строя две:потеря герметичности камер / трубок и порча обратного клапана.
Особый шланг соединяет вакуумник с впускным коллектором автомобиля, от которого в большинстве случаев он получает разряжение. На некоторые модели усилителя ставят дополнительный насос. Но всё же основную часть энергии ВУТ берёт от коллектора. Поэтому, если трубка обрывается или её соединения расслабляются, механизм перестаёт работать.
Устраняем неисправность
Устранить проблему с неработающим усилителем можно только в случае, если поврежден трубопровод, обратный клапан или его уплотнитель.
Выявлять неисправность стоит последовательно:
- проверяем затяжку хомутов трубопровода и состояние трубки в местах зажимов (нередко в них появляются трещины);
- осматриваем состояние уплотнителя обратного клапана усилителя. С временем этот резиновый элемент расслаивается из-за чего теряется герметичность вакуумной камеры (отсюда и шипение при торможении);
- меняем трубопровод вместе с хомутами. Стоит он недорого, поэтому проще его поменять, чем проверять герметичность, тем более что устранить трещину достаточно сложно. После замены проверяем работоспособность усилителя;
Если замена трубопровода не дала результат, замене уже подлежит сам усилитель, поскольку узел этот считается неразборным и ремонту не подлежит.
В процессе работ не лишней будет проверка обратного клапана. Сделать это можно двумя способами.
Первый подразумевает демонтаж этого элемента. Далее необходимо ртом подуть в штуцер, которым клапан устанавливается в усилитель. При этом он должен беспрепятственно пропускать поток воздуха.
Затем делаем обратное действие – втягиваем воздух через этот же штуцер. Исправный клапан воздух пропускать не должен.
Если нет желания снимать клапан, из-за чего может нарушиться герметичность в месте соединения, можно поступить так: запускаем двигатель, даем ему поработать.
Затем нажимаем до упора педаль тормоза, удерживаем ее в таком положении и глушим мотор.
Если клапан исправен, то он закроется (из-за отсутствия разрежения со стороны коллектора), при этом в вакуумной камере вакуум сохраниться, поэтому педаль сопротивления не будет оказывать (для удержания не нужно создавать дополнительного давления).
Напоследок немного о вакуумных насосах. В механическом узле для устранения стуков некоторые просто удаляют шток и все.
При этом насос работать не будет, но поскольку он – вспомогательный, то его отключение не сильно повлияет на работоспособность усилителя (хотя все же педаль станет немного «туже»).
Но в некоторых случаях помогает обычная смена положения штока (переворачиваем его на 180 град.).
Что касается электрического насоса, то зачастую он просто заменяется, поскольку отремонтировать его трудно.
Признаки неисправности ВУТ
Частичный выход вакуумного усилителя тормозов обязательно проявит себя, причем с худшей стороны и достаточно явно. Так, к симптомам неисправности усилителя относится:
- Значительные усилия при нажатии на педаль тормоза. Чтобы почувствовать это на себе, можно при заведомо исправном «вакуумнике» и заглушенном моторе нажать на педаль четыре-пять раз. При последнем выжиме усилие на педали значительно возрастет. Иногда бывает обратная ситуация — педаль слишком мягкая. Это говорит о «завоздушивании» тормозной системы.
- Влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Поскольку ВУТ берет разрежение из впускного коллектора, то в процессе торможения двигатель может изменять режим работы (хотя в нормальном режиме этого происходить не должно). Это происходит по той причине, что в коллектор подсасывается лишний воздух, влияющий на состав топливовоздушной смеси.
- Вакуумный усилитель тормозов шипит. В частности, шипение происходит при выжиме педали. Шипящий звук явно указывает на наличие разгерметизации либо в самом вакуумном усилителе (например, при разрыве диафрагмы), либо же в его трубопроводе или в обратном клапане (например, при значительном износе его резиновых уплотнений).
- Стук вакуумных насосов. Если выходит из строя механический вакуумный насос, то обычно признаком этого является гул, издаваемый его приводным штоком (также может появляется ошибка р1479). Если на машине установлен электрический вакуумный насос, то зачастую автолюбители сталкиваются с перегревом его приводного электродвигателя.
- Стук при резком торможении. Причем звук носит инерционный характер, поскольку он вызван разбалтыванием крепления мембраны.
Соответственно, возникновение одного или несколько признаков прямо указывает автовладельцу на то, что необходимо проверить вакуумный усилитель тормозов и его составляющие.
Ошибка p1479
У современных автомобилей, оборудованных электронным блоком управления (ЭБУ) зачастую в памяти устройства формируется ошибка с кодом p1479 — “Вакуумная система усилителя тормозов механическая неисправность”. Сталкиваются с ней владельцы самых разных автомобилей — Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford и других. Причина возникновения ошибки в блоке управления могут быть самыми разными. Например, при подсасывании воздуха в шланге между впускным коллектором и непосредственно вакуумным усилителем тормозов.
Еще один распространенный вариант — результат замера величины вакуума датчиком разрежения. В частности, она возникает, если внутри вакуумного усилителя и/или его трубок появляется влага. Решение заключается в чистке и осушке трубок, в редких случаях — замена самого датчика.
Также имеет смысл проверить целостность предохранителя, идущего от управления до датчика. У каждой машины будет своя электросхема, поэтому в рамках данного материала конкретную информацию привести невозможно.
Еще вариант — работоспособность электровакуумного насоса. В частности его электродвигателя, крыльчатки, подшипников, крепления, колодки подключения, а также реле и предохранителя.
Как устранить неисправность
Выполнять ремонт системы вакуумного усилителя тормозов имеет смысл лишь в случае частичного выхода из строя трубопровода усилителя, его обратного клапана либо же уплотнителя клапана. Если замена перечисленных элементов не дала результатов, то необходимо менять весь ВУТ целиком, поскольку его конструкция является неразборной и ремонту не подлежит.
Замена трубопровода с крепежными хомутами имеет смысл по нескольким причинам:
- невысокая цена материалов;
- сложность локализации места разгерметизации;
- сложность с заделкой возникших в магистрали трещин или других повреждений.
Сама по себе замена трубопровода несложная, и с ней легко справится даже начинающий автолюбитель. Главное купить в автомагазине новый комплект трубок, хомутов и соответствующих прокладок. Далее, с помощью слесарных инструментов просто поменять одни трубки на другие.
Ремонт вспомогательных насосов
Как указывалось выше, при частичном выходе из строя механического вакуумного насоса некоторые автолюбители попросту удаляют их шток, тем самым отключая их и устраняя стук, возникающий при работе насоса. При этом усилитель тормозов будет работать, однако не так эффективно, что будет выражаться в том, что педаль будет более «тугая». Некоторые автолюбители выходят из положения разворотом штока на 180 градусов. Иногда это помогает, поскольку имеется лишь на одной их части.
Что касается электрических вакуумных насосов, то обычно эти узлы являются неремонтопригодными, соответственно, их попросту заменяют на новые.