Необходимость снятия головки блока цилиндров (ГБЦ) может возникнуть в различных случаях. Чаще всего демонтаж необходим в ситуациях, когда прогорела и нуждается в замене прокладка ГБЦ. Также снятие головки блока цилиндров понадобится, когда планируется форсирование движка. Появляется необходимость диагностики по поводу возможных дефектов в корпусе ГБК, либо в случаях, когда требуется доступ к поршневой группе мотора. Во всех этих случаях приходится демонтировать, что при наличии знаний и инструментов может быть осуществлено автовладельцем и самостоятельно.
Содержание
Виды прокладок ГБЦ
Производители автомобильных двигателей используют следующие варианты уплотнительных элементов:
- Асбестовые. Изделия характеризуют высокая термостойкость, достаточная эластичность и упругость. Как правило, входят в наборы ремонтных комплектов.
- На без асбестовой основе. Менее практичны, чем приведенные выше – небольшой коэффициент усадки, ограниченный срок службы.
- Металлические. По праву считают лучшим вариантом уплотнителя. Он обеспечивает максимально равномерное распределение давления по периметру и прилегание стыкуемых плоскостей.
Важно! При выборе уплотнительного элемента для головки цилиндров экономить не рекомендуют – разбирать двигатель только для его замены, в результате преждевременного износа дороже, чем сразу установить недешевое, но качественное изделие.
Это интересно: Автоматическая трансмиссия на Audi A4
Из чего состоит ГБЦ
ГБЦ — это узел двигателя, в который устанавливаются много различных, не менее важных деталей. Вообще, то, что касается конструкции ДВС, нет такого понятия: это важная деталь, а это не важная. Каждая деталь имеет свои функции и влияет на работу мотора.
Устройство узла ГБЦ
- Головка блока цилиндров.
- Прокладка ГБЦ.
- Направляющая втулка клапана.
- Маслоотражатель.
- Прокладка крышки ГБЦ.
- Крышка ГБЦ.
- Силовая полоска.
- Пробка для заливки масла в ДВС.
- Болт крепления ГБЦ.
- Шпилька крепления крышки ГБЦ.
- Гайка крепления крышки головки блока цилиндров.
- Передняя прокладка крышки ГБЦ.
- Заглушка.
Устройство ГБЦ:
- Один или более распределительных валов.
- Камеры сгорания.
- Места крепления газораспределительного механизма (ГРМ).
- Рубашка системы охлаждения.
- Каналы по которым осуществляется циркуляция жидкостей и для отведения газов.
- Каналы для подачи моторного масла.
Диагностика ГБЦ
Диагностика ГБЦ предполагает поиск возможных неисправностей, определить которые зачастую можно и по внешнему виду. Поэтому после демонтажа нужно очистить ее плоскость от нагара и накипи. Для этого можно использовать дизельное топливом или бензин, а лучше всего «отмочить» головку блока в ванне с каустической содой.
После очистки можно попытаться визуально определить наличие повреждений ГБЦ.
- Сначала необходимо осмотреть корпус головки на предмет наличия сколов, заусениц и иных механических повреждений. В случае, если в корпусе обнаруживаются значительные трещины, то это прямой путь к замене ГБЦ. Такие повреждения не ремонтируются.
- Также необходимо проверить плоскость крепления ГБЦ к блоку цилиндров. Из-за перегрева двигателя она может искривляться, что приводит к просачиванию охлаждающей жидкости в моторное масло, после чего жизнь движка будет недолгой. Для проверки плоскости можно использовать точную измерительную линейку. Если зазор между ней и плоскостью ГБЦ на всем ее протяжении не превышает 0,05 мм, то все в порядке. В обратном случае плоскость придется зашлифовать до нужных значений, если же отклонения велики — придется и вовсе поменять ГБЦ.
- Также с помощью микрометра проверяются другие элементы ГБЦ: шеек опоры распредвала (не более 0,1 мм), диаметра стержней клапана (до 0,03 мм), диаметра направляющих втулок (до 0,07 мм), зазора между осью клапана и рычагом (до 0,06 мм).
- Состояние коромысла, рычага, седел и толкателей механизма газораспределения определяется с помощью визуального осмотра. На них не должно быть никаких механических повреждений (царапин и т. д.). При наличии они устраняются с помощью шлифовки.
Также диагностику герметичности ГБЦ можно провести на специальном компьютерном оборудовании — это даст более точные и надежные результаты.
Признаки пробитой прокладки ГБЦ
Предпосылки проверки состояния прокладки представлены:
- на периметре примыкания головки к основанию двигателя видны следы моторного масла или антифриза;
- при проверке масла на щупе имеется светлый пенистый налет, свидетельствующей о попадании в картер жидкости охлаждения;
- светлый густой дым из выхлопной трубы, после прогрева ДВС, также информирует о наличии антифриза в картере;
- жировые пятна в расширительном бачке охлаждения или радиаторе говорят о просачивании масла в систему охлаждения.
Важно! Если при осмотре, выявлен один или несколько признаков, необходимо принять меры к выявлению причин, и возможно, замене прокладки. В противном случае, последствия повлекут капитальный ремонт двигателя.
К чему приводит пробой в прокладке ГБЦ
Эксплуатация автомобиля с нарушенной целостностью уплотнительного элемента представлена следующим:
- машина будет плохо заводиться, а при работе может дымить и тяга ухудшиться;
- двигатель при работе будет троить, глохнуть, а его обороты неустойчивы;
- может пропадать компрессия в цилиндрах;
- если моторное масло разбавлено антифризом, внутренние детали будут «шлифовать» другу друга.
В результате гарантировано посещение СТО для замены вышедших из рабочего состояния деталей и узлов.
Как удалить катушку и заменить леску
Владельцы триммеров, в основном новичков, сбиты с толку, гранича с паникой, когда становится необходимо изменить режущий инструмент или линию в катушке. Очень часто при попытке отвинтить головку косилки, пользователи просто делают ее непригодной для использования, не подозревая, что она отвинчена в противоположном направлении. Чтобы этого избежать, если вам требуется смена инструмента, рекомендуется прочитать пошаговые инструкции ниже.
- Перед фиксацией линии в барабане заглушите двигатель двигателя или отсоедините электрические триммеры, чтобы избежать травм, которые могут возникнуть при случайном запуске режущего инструмента.
Отвинтите колпачок, прикрепленный к передаточный вал. Для этого вал необходимо зафиксировать, выровняв отверстия на шайбе и на валу и вставив в них металлический стержень или отвертку.
Отвинтите сопло. Вы должны знать, что нить на валу оставлена. Поэтому поверните катушку триммера вправо, то есть по часовой стрелке. Разберите головку косилки. Чаще всего прикрепляется крышка головки на крепежах. Чтобы удалить его, вам необходимо зафиксировать эти клипы в корпусе, сжимая края обложки. В случае, если на вашем триммере установлена полуавтоматическая косилка с кнопкой внизу, сопло следует демонтировать осторожно, так как можно потерять пружину, которая иногда вылетает при снятии крышки.
Отрежьте необходимое количество лески. Обычно его длина составляет 5 метров. Используйте шнур с диаметром, указанным в инструкциях для инструмента. Не рекомендуется превышать максимальный диаметр линии, так как это приведет к увеличению нагрузки на двигатель и увеличению потребления бензина.
Найдите середину длины шнура, сложите его пополам. У вас будет цикл. Внутри катушки вырезаны специальные канавки (могут быть отверстия). Вставьте петлю из линии в этой канавке.
Введи леску на катушку, повернув ее против часовой стрелки. Заполнение шнура должно быть как можно более плоским, катушки должны быть проложены без наложения и хорошего натяжения. Когда обмотка закончена, оставьте свободные концы линии длиной около 20 см и зафиксируйте их в канавках по бокам катушки.
Соберите скользящую головку. Прежде чем окончательно собрать сопло, не забывайте вставить пружину и шайбу (если он существует). Установите катушку в корпус и проденьте концы шнура через отверстия или выступы.
Прикрепите крышку и закрепите ее защелками.
Вверните сопло обратно на вал шестерни, а также закрепите его отверткой. Чтобы перекрутить катушку триммера, она будет левее (против часа стрелки).
Это интересно: Снятие и установка облицовок салона Audi A4 B6 (седан)
Как собрать ГБЦ
Чтобы повторно не пришлось разбирать головку с блока цилиндров, болты затягиваются в определенной последовательности и с определенным значением момента затяжки.
В зависимости от материала изготовления головки (чугун или алюминиевый сплав) — разные усилия для герметичной затяжки.
Инструменты и материалы для сборки ГБЦ:
- Динамометрический ключ (который показывает момент силы затяжки) и насадка подходящая по размеру гаек (обычно головка на 10).
- Моторное масло в небольшом количестве.
Для ГБЦ в сборе и пустой ГБЦ значения и порядок затяжки одинаковые.
Правильная затяжка ГБЦ:
- Смазать чистым моторным маслом резьбы болтов головки.
- Завинтить их от руки на сколько можно.
- Начинаем затягивать динамоключом с моментом затяжки не более 2 кгс*см (килограмм сил на сантиметр) по схеме для конкретного двигателя. В схеме затяжки можно встретить обозначение H*m.
- Далее протягиваем болты до 8 кгс*см. Для большинства 4-х цилиндровых моторов затяжка идет в такой последовательности:
- Далее, делаем протяжку болтов до значения для данного мотора.
- Доворачиваем на 90 градусов.
- Опять доворачиваем на 90 градусов.
Рассмотрим на примере затяжку во время установки ГБЦ на ВАЗ 2110, 2111, 2112
- После наживления всех болтов, спецключом затягиваем по схеме до значения 20 Н*м (Ньютон метр) или 2 кгс (килограмм сил).
- Второй проход — затягиваем от 7,1 до 8,7 кгс.
- Третий — доворачиваем также по схеме на 90 градусов.
- Четвертый — опять доворачиваем на 90 градусов.
Такие же значения для затяжки головки блока цилиндров двигателя Хендай Соната. Вообще, для двигателей многих автомобилей используются такие значения.
Например, для автомобиля Ваз 2112 момент затяжки 20 Н*м. Стандартная длина болтов для этого авто 93 мм, поэтому измеряем старые болты, если они вытянулись более, чем на 2 мм, то они подлежат замене.
Как отрегулировать клапана Ваз: схема, порядок работ.?
Что будет, если головка блока цилиндров не будет герметично затянута
В таком случае происходит попадание выхлопных газов в систему смазки и в систему охлаждения. А, если инородные вещества попадают в охлаждающую и масляную системы, то состояние ОЖ (вода, тосол, антифриз) и моторного масла сильно ухудшаются. При этом масло и охлаждающая жидкость начнут перемешиваться, что приведет к капиталке. В связи с этим, затягивать ГБЦ как попало нельзя. Набираете в интернете, например, такой запрос: «моменты затяжки Ауди А6», далее по таблице смотрите строку «Болты крепления головки блока цилиндров» и напротив видите значения. Обычно в самой таблице не указывают, опускаетесь вниз страницы, и под таблице видите сколько в сколько действий надо затянуть болты и с какими усилиями.
После сборки головки и всего навесного оборудования, залить или долить технические жидкости, завести мотор и проверить герметичность двигателя.
Ремонт ГБЦ Калины — Вот что бывает, если редко или вообще не менять моторное масло.
Ремонт головки авто Ваз (на удивление многим — без мата).
Автор публикации
15
Инструментарий
Для работы по снятию и замене головки блока цилиндров, как и любого вида ремонта машин, нужны специальные инструменты и определенные слесарные навыки. Кроме того, не обойтись и без руководства по обслуживанию ремонтируемой модели двигателя.
В обязательный список орудий снятия и починки цилиндров двигателя входят:
- гаечные ключи;
- отвертки;
- пассатижи;
- оправка для запрессовки маслоотражательных колпачков и втулок;
- микрометр для направляющих клапанов и втулок;
- развертка для разворачивания новых втулок;
- электроплитка для раскаливания головки перед запрессовкой втулок;
- приспособление для фиксации клапанов;
- зенкера ля реставрации седел клапанов или подгона их геометрии;
- приспособление для притирки клапанных пружин.
Иногда, в основном при треснувшей ГБЦ, не обойтись и без аргонной сварки. Имея все необходимые инструменты можно приступать непосредственно к процессу разборки, которая состоит из предшествующих мероприятий и собственно самого демонтажа.
Стоит заметить, что в силу конструкционных различий в моделях и модификациях двигателей техника разборки мотора и его частей будет отличаться, хотя общий принцип и алгоритм процесса все же сохраняется.
Осмотр, дефектовка и ремонт
Профиль седла клапана двигателей мод. 402 и 4021
А — седло впускного клапана;
В — седло выпускного клапана
1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.
2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.
3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.
Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой.
Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.
4. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить.
Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.
5. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.
6. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.
Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой.
При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке. После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.
После шлифовки седел притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.
7. Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.
Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм. Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку.
Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.
Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175°С.
Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм.
Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием.
После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0 +0,022 мм.
Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.
8. Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом. Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха.
Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.
9. Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах.
Проверить плотность посадки втулок в коромыслах. Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.
Сборка
Собирают головку блока в порядке, обратном разборке. Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и ось коромысел клапанов.
Устанавливают клапаны в соответствии с метками, сделанными при разборке.
Прокладку корпуса термостата и прокладку задней крышки головки блока установить на герметик типа «Гермесил».
Установка
При установке головки блока рекомендуется заменить прокладку головки блока.
Установка головки блока производится в порядке, обратном снятию.
Момент затяжки 83–90 Нм (8,3– 9,0 кгс·м). После установки головки блока отрегулировать зазоры в приводе клапанов.
Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.
Гайки крепления головки блока затянуть в два этапа:
1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м);
2-й этап — 83–90 Нм (8,3–9,0 кгс·м).
Снятие головки блока цилиндров
Перед началом работы необходимо отсоединить и снять аккумуляторную батарею, слить охлаждающую жидкость и моторное масло.
Демонтаж навесного оборудования включает в себя:
- отсоединение проводов зажигания;
- отсоединение всех шлангов: вакуумных, системы охлаждения;
- при отсоединении проводов и шлангов не забывайте производить их маркировку, при установке головки блока цилиндров обратно вам это понадобится;
- демонтируем все топливные магистрали
- демонтируем трос акселератора;
- снимаем всё навесное оборудование, которое мешает производить снятие головки блока цилиндров.
Снятие головки блока цилиндров включает в себя:
- производим снятие крышки ГБЦ;
- снимаем кожух ГРМ, ремень шкива. Сам распредвал можно не трогать;
- отворачиваем болты крепления головки блока цилиндров, одновременно динамометрическим ключом проводя контроль состояния болтов (хотя установка головки блока цилиндров, желательно должна производиться с новыми болтами). Не забывайте, что должна соблюдаться последовательность при раскрутке, обратная затяжке. Схема затяжки болтов ГБЦ должна быть обязательно.
- выполняем все действия, ради которых и происходило снятие головки блока цилиндров: ремонт ГБЦ, замена прокладки ГБЦ или замена головки блока цилиндров.
Этапы
- Крепежные болты ГБЦ следует закручивать с помощью динамоключа с моментом затяжки, который прописан в инструкции по эксплуатации ВАЗ 2106.
- Далее производим сборку в обратном порядке. При этом контролируем совпадение меток и регулируем натяжение ремня. Также следует отрегулировать клапана.
- После окончательной сборки нужно проверить работу двигателя.
На этом замена прокладки на ВАЗ 2106 завершена.
Ничего сложного в процедуре нет, ее может выполнить самостоятельно автолюбитель даже с небольшим опытом ремонтных работ. Таким образом, можно сэкономить на автосервисе.