Амортизаторы предназначены для демпфирования ударов и толчков, возникающих при перемещении подвижных частей подвески. Эти детали называют неподрессоренными, поскольку между грунтом и автомобилем находится лишь прослойка воздуха в шинах. Упругие элементы (пружины, торсионы, рессоры или пневмоподушки) не в состоянии обеспечить комфорт, так как при работе возникают паразитные колебания. При проезде неровностей автомобиль будет прыгать, как туго надутый мяч. Амортизаторы помогают сделать артикуляцию подвески более плавной и не допускают лишних движений после проезда неровностей. Своевременная замена изношенных стоек — залог безопасной и комфортной езды.
Содержание
- 1 Как работает амортизатор
- 2 KYB_EXCEL_G_D_06_INT
- 3 no_copyright_101443
- 4 Замена стоек и амортизаторов
- 5 Инструмент, необходимый для выполнения работ
- 6 Особенности проведения работ по замене на Ford Focus 3
- 7 Срок службы
- 8 Когда менять амортизаторы
- 9 Признаки неисправности амортизаторов, сроки замены
- 10 Что нужно знать при переустановке
- 11 Лучшие пять советов при замене стоек или амортизаторов в вашем автомобиле
- 12 Самостоятельная замена
- 13 Установка своими руками новых, после разбора или ремонта
- 14 Проверка амортизаторов после замены
Как работает амортизатор
Рядом с каждым колесным узлом вы можете найти пружину, её функция гасить колебания автомобиля при езде по неровной поверхности дорожного покрытия, а также смягчать удары если колесо попало в выбоину на дороге.
Но одни лишь пружины не могут справиться с удержанием кузова авто в стабильном состоянии и ограничить постоянное раскачивание кузова как на морских волнах, для устранения этого эффекта дополнительно устанавливаются автомобильные стойки, которые и создадут эффект более плавной езды для водителя и пассажиров.
В общих чертах состоит он из заполненного маслом цилиндра со штоком, соединенным с внутренним поршнем. Набор клапанов позволяет маслу медленно течь через поршень в любом направлении по мере необходимости.
На нижнем конце он соединяется с рычагом управления или осью. Опора соединяется с поворотным кулаком, который удерживает колесо. На верхнем торце амортизатор соединяется с кузовом автомобиля.
Стойка в сборе состоит из монтажного основания — корпуса, пружины и креплений. Сам механизм имеет различные конфигурации, даже компьютеризированные, для повышения эффективности и более точного управления.
Короче говоря, поскольку пружина помогает изолировать кузов автомобиля от прямого «удара» по дороге, амортизатор помогает ослабить движение пружины, сделать его не таким резким и не давать пружине после гашения удара продолжать раскачивать кузов по инерции.
Зачастую он находится во внутреннем пространстве пружины, для экономии места и более эффективного сопротивления неровностям дороги.
Часто можно услышать такие выражения как стойка или амортизатор, при этом зачастую говорящие подразумевают под этими понятиями один и тот же элемент. Но на самом деле:
Амортизатор – это по факту масляный насос, трубка со штоком, поршнем и клапанами в железном корпусе.
Стойка – это тот же амортизатор, но уже в сборе с пружиной и механизмами крепления к кузову автомобиля.
Иногда стойка может быть разборная, то есть вы можете вынуть пружину и заменить только сам амортизатор, а бывает, что амортизатор уже идет с приваренными к его корпусу всеми креплениями и непосредственно оттуда его вытянуть уже невозможно, такую сборку уже правильнее назвать стойкой.
Это интересно: Восстановление стекла фар Chery Amulet 2006-2015
KYB_EXCEL_G_D_06_INT
Амортизаторных «страшилок» набирается довольно много. Автомобиль, колесо которого не имеет сцепления с дорожным покрытием, фактически становится неуправляемым. Пружины возвращают колесо на землю, но после удара оно вновь отскакивает назад. Колебания повторяются, автомобиль встречает новые препятствия — ну и так далее. А чем хуже состояние амортизаторов, тем больше времени колесо проводит вне контакта с дорогой. В результате растет тормозной путь — особенно у нагруженного автомобиля или машины с прицепом. Падает скорость безопасного прохождения поворотов, происходит интенсивный износ шин, узлов ходовой части, ухудшается освещение дороги, а фары начинают слепить встречных водителей. Управляемость резко ухудшается, машина начинает рыскать по дороге, комфортность поездки исчезает на глазах…
Не собираюсь никому ничего доказывать. И к торгашам отношения не имею — я просто старый инженер с высшим техническим образованием «образца до 1985 года». Просто сообщаю всем, что критический возраст амортизаторов составляет от 60 до 75 тыс. км пробега. После этого поведение вашего автомобиля становится непредсказуемым. И жизнь водителя, пассажиров и всех окружающих — тоже…
no_copyright_101443
Пару лет назад в Школе водительского мастерства БМВ меня учили… тормозить! Все, казалось бы, просто: вдавить педаль в пол нужно так, чтобы спинка сиденья чуть ли не хрустнула. Однако машина при этом остается управляемой: мне еще предстоит объехать препятствие, до которого всего несколько метров…
Одна попытка, десять, тридцать… Все понял, дорогой? А теперь пересядь в другую машину: она почти исправна, только вот амортизаторы наполовину убиты. Не получается? Опять конус сбил? Не расстраивайся: у инструктора на такой машине тоже ничего не получится. Самая неприятная особенность любых амортизаторов, на мой взгляд, состоит в том, что они помирают постепенно, а не как лампочки в фаре. Водитель же постепенно привыкает к тому, что машина становится немножко другой, сваливая все на плохую дорогу и прочие внешние факторы. А думать о том, что амортизатор относится к изнашивающимся изделиям, никому не хочется. Перечень страшилок нетрудно расширить. К отказу тормозов при объезде препятствия и риску аквапланирования я бы добавил непредсказуемую частоту колебаний кузова автомобиля — очень неприятный эффект. Кроме того, «обидятся» шины, которые начнут изнашиваться неравномерно — цепная реакция ускорит износ амортизатора, ну и так далее…
Замена стоек и амортизаторов
Теперь, когда вы знаете разницу между амортизатором и стойкой в сборе и их функциональностью, пришло время их заменить.
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и откройте капот. Установите трансмиссию в положение парковки (на автомат коробке) или на передачу (в механической коробке) и дополнительно поставьте на ручник.
- Если на вашем автомобиле установлена система автоматического управления поездкой (ARC), выключите пневматическую подвеску перед тем, как поднять автомобиль.
- Ослабьте гайки крепления колеса сбоку.
- Поднимите шину домкратом и надежно закрепите.
- Снимите колеса.
А) Замена стойки
- Работая с моторного отсека, снимите три верхние крепежные гайки, удерживающие стойку в сборе с корпусом.
- На некоторых моделях транспортных средств необходимо отсоединить конец поперечной рулевой тяги от нижней части кулака рулевого механизма.
- Для этого вам может понадобиться съемник для отсоединения рулевой тяги от поворотного кулака.
- На некоторых других моделях может потребоваться снять суппорт тормоза, тормозной диск и даже узел ступицы, прежде чем снимать стойку в сборе.
- Кроме того, если в вашем автомобиле установлена система ARC, вам необходимо отсоединить электрические разъемы, воздушные трубки датчики.
- Когда ржавчина не позволит вам повернуть крепежные болты, нанесите проникающее масло на резьбу или используйте WD40 – смазка обладающая очень большой текучестью и проницаемостью, даже в микро щели.
ПРИМЕЧАНИЕ. В некоторых моделях необходимо сначала сжать спиральную пружину, прежде чем начинать ослаблять крепежные болты стойки. Для это вам нужен будет съемник пружин, его можно купить в магазине или заказать самодельный у авто мастера, который занимается подобными вещами.
- Начните ослаблять гайки на двух нижних крепежных болтах, которые крепят стойку к поворотному кулаку
- С помощью молотка осторожно вытолкните крепежные болты, снимите гайки с крепежных болтов и завершите снятие болтов.
- Осторожно снимите фланец стойки в сборе с поворотного кулака.
- Если вам трудно отделить монтажный фланец стойки от поворотного кулака, используйте резиновый молоток или деревянный блок, чтобы постучать по поворотному поворотному кулаку, чтобы помочь отделить стойку от него.
- На других моделях вам, возможно, придется раздвинуть поворотный кулак и опору стойки, используя монтировку для разделения компонентов.
- После того, как вы сняли распорку с поворотного кулака, используйте кусок проволоки, чтобы прикрепить поворотный кулак к подвеске, чтобы предотвратить поворот кулака и его провисание.
- Снимите стойку в сборе с автомобиля.
Б) Замена амортизатора
- Работая из моторного отсека, ослабьте верхнюю крепежную гайку, крепящую амортизатор к корпусу. На некоторых моделях вы можете получить доступ к верхнему крепежному болту из-под автомобиля после подъема и надежной фиксации автомобиля.
- Если шток поворачивается при попытке снять верхнюю крепежную гайку, попробуйте удерживать шток на месте с помощью плоскогубцев из-под автомобиля.
- Поддержите нижнюю часть амортизатора с помощью домкрата.
- Нанесите проникающее масло на болты, чтобы при необходимости его было легче снять.
- Ослабьте и снимите нижний крепежный болт, удерживающий амортизатор на месте.
- Снимите верхний крепежный болт и медленно опустите домкрат на несколько сантиметров. Оставьте домкрат на месте для поддержки оси или рычага управления.
ВНИМАНИЕ: Снятие амортизатора
В некоторых случаях необходимо поддерживать ось (обычно домкратом), к которому подключается амортизатор, перед тем как фактически снять болт крепления. Это предотвратит удар вниз (раскрытие амортизатора) после снятия крепежного болта, что может привести к серьезной поломке авто.
После снятия оставьте домкрат поддерживающие рычаг управления или ось на месте.
Инструмент, необходимый для выполнения работ
Для замены передних амортизаторов в подвеске МакФерсона потребуется:
- стандартные ключи (рожковые, накидные, головки стандартных размеров);
- съемник шаровых опор и рулевых наконечников;
- пружинные стяжки;
- средство для обработки болтовых соединений (WD-40);
- маркер или кернер;
- ударный инструмент (молоток);
- ветоши;
Амортизаторы обязательно меняются парно, замена только одного элемента не допускается. Поэтому приобретать необходимо сразу две стойки или амортизатора и дополнительные элементы – пыльники, отбойники.
Подвеска МакФерсона на разных авто хоть и имеет одинаковое устройство, но всегда есть определенные отличия по конструкции, что влияет на алгоритм работ.
Для примера рассмотрим технологию замены передних амортизаторов на ВАЗ-2110. Отметим, что существует два способа выполнения работ – с отсоединением стойки от ступицы и снятие стойки в сборе с поворотным кулаком.
Это интересно: Очистка системы вентиляции картера Chery Tiggo
Особенности проведения работ по замене на Ford Focus 3
Как уже отмечено, общее устройство подвески МакФерсона сходное на разных моделях, но отличается конструктивным исполнением. Так, если взять Форд Фокус 3, то замена передних амортизаторов на этом авто выполняется по-другому, чем на ВАЗ. Ниже приведены нюансы проведения операции на Форд Фокус 3:
- Поменять только сам амортизатор невозможно, и делается его замена вместе с корпусом. Поэтому метод снятия стойки вместе со ступицей для этого авто не подходит;
- На Форд нет регулировочного болта, а стойка к ступице крепится только одним болтовым соединением.
- К амортизационной стойке крепится стойка стабилизатора поперечной устойчивости, которую отсоединяем при разборке.
- В процессе снятия амортизационной стойки следует извлечь из ступицы датчики АБС (предварительно отсоединив АКБ от бортовой сети).
- Чтобы стянуть ступицу со стойки, после откручивания крепежа разжимаем проушины, через которые проходит болт. Делается это при помощи тонкого зубила, которое молотком «загоняется» в прорезь между проушинами.
Но в остальном технология замены амортизатора та же, что и описана выше – отсоединяем от стойки ступицу, откручиваем болты крепления верхней опоры к кузову. После демонтажа стойки – разбираем ее, меняем амортизатор в сборе с корпусом, собираем все обратно и ставим стойку на автомобиль.
Видео: Как поменять амортизаторы Форд Фокус
Срок службы
Общее время эксплуатации передних амортизаторов, а также периодичность их замены прямо зависит от трех основных факторов:
- качество детали;
- уровень соответствия массе транспортного средства;
- манера перемещения на автомобиле.
По этой причине на одних машинах детали приходится менять раз в 6 месяцев, а на иных конструкции работают на протяжении 7 лет.
Подобная разница во временных периодах службы основана на неправильной эксплуатации автомобилей, а также на неграмотно подобранных основных конструкциях и пружинах. Пренебрежение данными правилами способно привести к тому, что нагрузка не будет распределена равномерно, что автоматически негативно скажется на сроке службы всей амортизационной системы автомобиля.
Когда менять амортизаторы
Срок службы амортизаторов зависит от марки и модели, а также, от климатических, дорожных и эксплуатационных условий. Обычно, заводом-изготовителем не предусматривается нормативный пробег до замены стоек амортизатора. Рекомендуется проверять стойки раз в год или каждые 20 тыс. км. пробега и производить замену или ремонт, если амортизаторы утратили свои эксплуатационные свойства. А вообще, ресурса амортизаторов должно хватать на 50-60 тыс. км. пробега, но, в зависимости от условий работы, эти цифры могут быть как больше так и меньше.
Выполнить проверку можно с помощью специализированного оборудования на СТО или самостоятельно. Для самостоятельной проверки нужно сильно, но аккуратно (чтобы не погнуть) надавить на крыло автомобиля, чтобы кузов ушел вниз. Затем, резко отпустить руки, чтобы кузов поднялся вверх. Если кузов вернулся в исходную точку плавно без раскачиваний, то амортизаторы еще могут послужить, а если кузов начал качаться вверх и вниз, то это свидетельствует об неисправных амортизаторах.
Также, на необходимость замены или диагностики стойки амортизатора могут указывать следующие симптомы:
- Следы подтеков на стойке
- Посторонние звуки в подвеске при движении и при повороте (щелчки, стуки, скрежеты, скрипы)
- Увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости
- Раскачивание автомобиля при движении
- Коррозия опорной чашки или штока
- Пробой подвески
- Неравномерный износ покрышек
- Повреждение корпуса и креплений амортизатора или штока.
6 Правильная прокачка амортизатора перед установкой
Как известно амортизаторы хранятся в горизонтальном положении, что приводит к тому что в двухтрубных амортизаторах газ из внешнего цилиндра попадает во внутренний. Навредить во время хранения штоку, или как либо иначе амортизатору пока стойка не установлено на автомобиль, этот газ никак не может. Однако если его не выгнать из внутреннего цилиндра перед установкой, амортизатор правильно работать не будет, так же это может служить причиной провалов и стуков в амортизаторе, а так же выходов из строя клапанов. Поэтому перед установкой двухтрубные амортизаторы необходимо прокачать следующим образом:
- Перевернуть амортизатор штоком вниз и плавно сжать почти до упора и зафиксировать в таком положении его на 2-3 секунды
- В сжатом состоянии перевернуть амортизатор обратно штоком вверх, подержать в сжатом состоянии 3-5 сек. и плавно разжать шток
- Заново перевернуть амортизатор штоком вниз, подождать 2-3 секунды и повторить предыдущие операции 3-5 раз.
После того как вы закончили прокачку амортизатора, его необходимо постоянно держать в вертикальном положении штоком вверх вплоть до установки на автомобиль, а так же во время установки на автомобиль.
Купить качественные амортизаторы вы всегда можете в нашем магазине запчастей для китайских автомобилей
Будем благодарны если вы оставите свои отзывы о статье, а так же дополните ее если мы что то упустили.
Признаки неисправности амортизаторов, сроки замены
Поскольку амортизаторы постоянно находятся под нагрузкой, они подвержены ускоренному износу. Поэтому стойки нуждаются в периодической замене. Как узнать, сколько осталось ходить стойкам и пора ли их менять? Сроки эксплуатации указаны в регламенте по техническому обслуживанию автомобиля. Кроме того, существуют признаки поломки и ускоренного износа:
- Автомобиль при проезде неровностей резко подпрыгивает.
- После «отработки» препятствия колебания подвески продолжаются.
- Из стойки амортизатора вытекает жидкость или видны потёки.
- Видны коррозийные повреждения на корпусе.
- При сжатии амортизатора слышен скрип или стук. Иногда говорят, что стойки «пищат».
- Ухудшается управляемость при езде по неровной дороге.
- Заметно снижение комфорта, машину трясёт на неровностях.
При появлении любого из этих признаков необходимо пройти диагностику подвески, чтобы точнее определить причину. Также обязательно менять стойки после механических повреждений, например, после ДТП.
Что нужно знать при переустановке
Следуйте той же процедуре, в обратном порядке от метода съема который вы применяли, учитывая следующие рекомендации.
- Установите стойку в сборе или амортизатор на место и закрутите крепежные болты от руки.
- Затяните все крепежные болты.
- При установке рулевой тяги на поворотный кулак затяните крепежную.
- Установите на место колеса
- Опустите автомобиль и постепенно затяните стопорные гайки колеса методом крест-накрест. Посмотрите спецификацию крутящего момента в вашем руководстве по ремонту или в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Затяните гайки крепления верхней стойки.
- Наконец, если вы заменили передние элементы, сделайте развал схождения.
Лучшие пять советов при замене стоек или амортизаторов в вашем автомобиле
- При покупке нового амортизатора купите качественную замену.
- Всегда заменяйте эти механизмы только попарно (передняя или задняя ось), чтобы удерживать подвеску в равновесии, если только вам не нужно заменить довольно новый неисправный узел.
- Даже если вы заменяете передние или задние, всегда заменяйте по одному блоку за раз, так как амортизаторы могут помочь сохранить компоненты подвески на месте. Вы избежите потенциального повреждения других частей.
- При замене заднего вам понадобиться доступ в багажник или под отделку салона в задней части автомобиля.
При замене это руководство может дать вам только общее представление о реальном процессе. Тем не менее, конкретные шаги различаются для разных марок и моделей. Хотя для некоторых моделей автомобилей это руководство будет тем, что вам нужно.
Если вы даже понятия не имеете как это вообще делается и никогда не видели, то лучше обратиться на СТО и посмотреть воочию как происходит процесс и только потом уже пытаться самому, так как например, снятие пружин может быть очень опасным делом и даже привести к летальному исходу при неправильном обращении с этими деталями. Будьте очень осторожны и внимательны.
Самостоятельная замена
Эта процедура несложная, работы можно произвести в собственном гараже. Наличие ямы желательно, однако можно заменить стойки и без неё.
Инструменты, которые нужны для проведения работ
- Рукоять-трещотка с набором сменных головок.
- Силовая (длинная) рукоять для «подрыва» закисшего крепежа.
- Проникающая жидкость для резьбовых соединений (WD-40 или её аналоги).
- Монтировка или небольшой ломик для совмещения крепления стоек.
- Динамометрический ключ.
- Набор инструмента для снятия колеса.
- Противооткатные башмаки.
- Домкрат и опора для кузова авто.
Важно! Производить работы, если автомобиль опирается только на домкрат, опасно!
Позаимствуйте такие у соседа или соорудите импровизированные сами
Принципиальной разницы между заменой переднего и заднего амортизатора нет. Всё зависит от особенностей подвески вашего автомобиля. Существует две основные конструкции крепления стоек:
- Амортизатор и упругий элемент выполнены в виде одного узла. Это распространённая схема.
Стойки в сборе менять несколько сложнее
В таком случае для замены понадобится ещё фиксатор пружин
- Амортизатор и упругий элемент разнесены. При такой конструкции менять амортизатор проще.
Детали могут меняться по отдельности
Пошаговая инструкция по демонтажу амортизаторов
- Общее правило — перед началом работ (лучше это сделать за сутки) следует обработать места резьбовых соединений проникающей жидкостью типа WD-40.
- Автомобиль следует задрать на опоры, предварительно подставив под колёса противооткатные колодки. Стояночный тормоз должен быть активирован. При наличии механической КПП поставить первую передачу.
- Снимите колесо.
Проведите демонтаж колеса, не забыв про упоры для кузова
- Мешающие элементы (провода датчика ABS, тормозные шланги, трубки пневмоподвески) придётся удалить или отвести в сторону. Когда вы с усилием будете извлекать стойки, вы можете их повредить.
- При снятии передних стоек может понадобиться съёмник шарового рулевого шарнира.
- Если стойка выполнена в виде единого узла, перед поддомкрачиванием следует ослабить гайки крепления верхней чаши амортизатора к кузову.
Ослабьте гайки крепления верхней чаши
- Убедившись в том, что доступу ничего не мешает — можно откручивать крепление стойки к рычагу.
Важно! Амортизаторы всегда находятся под выталкивающей нагрузкой, поэтому старайтесь опустить рычаг подвески как можно ниже.
- Если гайка крепления не поддаётся и открутить её тяжело, не следует стучать по ней молотком. Лучше произвести локальный нагрев. Например, с помощью строительного фена. Воспользуйтесь рукоятью с длинной ручкой или наденьте на неё металлическую трубу.
- Ключи и накидные головки должны плотно садиться на крепёж, изношенные инструменты использовать нельзя. Если ключ сорвётся, можно получить травму.
Используйте только исправный инструмент
- С помощью монтировки извлекаем стойку из проушины.
Общие принципы замены амортизатора можно рассмотреть на видео.
Видео о снятии передних амортизаторов на машине
Важно! Замена амортизаторов обычно производится парой на одной оси. Если вышла из строя одна из стоек — менять лучше обе вместе, иначе появится разбалансированность.
Установка своими руками новых, после разбора или ремонта
Производится в обратной последовательности.
- Тщательно очищаем проушины крепления. При необходимости удаляем коррозию и красим повреждённые места.
- Проверяем состояние крепёжных болтов. При наличии проточек, трещин и коррозийных раковин меняем на новые.
- При монтаже совмещённых стоек (пружина + амортизатор) устанавливаем стяжку пружины.
Можно использовать струбцины
- Закрепляем верхнюю чашу (проушину), не затягивая гайку до упора.
- При помощи домкрата совмещаем нижнюю проушину со стойкой.
- Закручиваем крепёж, не затягивая его.
- Устанавливаем колесо, опускаем автомобиль в транспортное положение или выставляем рычаг подвески в типичный для движения уровень.
- Затягиваем все гайки с помощью динамометрического ключа.
Проверка амортизаторов после замены
Необходимо выполнить пробную поездку. Попросите напарника послушать наличие посторонних звуков при движении. Совершите поездку по неровной дороге с небольшой скоростью. Закройте окна и при отсутствии посторонних шумов прислушайтесь к работе подвески. Если вы заметили нарушения в режиме работы (усилие при повороте руля, увеличение жёсткости амортизаторов), проверьте момент затяжки креплений. Осмотрите стойки — не цепляются ли они за другие детали. Проверьте прямолинейность положения кузова. Если амортизаторы установлены правильно, машина должна стоять ровно.
Крен на одну из сторон говорит о том, что либо монтаж проведён неверно, либо вы заменили не обе стойки на оси, а лишь одну
Если дифферент изменился, вы установили стойки, не соответствующие параметрам автомобиля. Вторая причина — амортизаторы на другой оси также вышли из строя. Проверьте положение подвески на соответствие заводским параметрам.
Автолюбитель с небольшим опытом обслуживания автомобиля вполне может поменять амортизаторы самостоятельно. Специальных стендов, приспособлений и оборудования для этого не требуется. Что касается обязательной процедуры установки развала/схождения — это утверждение и верно, и нет. Амортизаторы не имеют прямого отношения к углам установки колёс, и замена стоек не может повлечь за собой изменение правильных установок.
С другой стороны — вспомните, когда вы последний раз проходили эту процедуру. Имеет смысл после установки «свежих» амортизаторов проверить общее состояние подвески. К тому же длительная эксплуатация автомобиля с изношенными амортизаторами могла повлиять на углы установки колёс, и поэтому сход-развал может быть вполне разумным решением.
- Распечатать