В передней подвеске переднеприводного автомобиля имеется деталь со странным на первый взгляд названием ШРУС. И не одна, а целых четыре. Хитрое наименование означает «шарнир равных угловых скоростей». В технической литературе обычно используют термин гомокинетический шарнир. Внешне ШРУС напоминает гранату, поэтому в народе его именно так и прозвали. Но большинству автолюбителей ни форма, ни расшифровка аббревиатуры не объясняют, для чего же предназначена эта деталь. Попробуем с этим разобраться, а заодно выясним, как проявляется неисправность ШРУСов и как определить, какой из шарниров является источником проблемы.
Содержание
- 1 Наружный ШРУС «Чери-Амулет»
- 2 Эксплуатация и ремонт
- 3 Проведение замены пыльника полуоси Чери Амулет – как сделать все легко и быстро
- 4 Разновидности ШРУСов и их конструктивные особенности
- 5 Chery Amulet 2007, двигатель бензиновый 1.л., 95 л. с., полный привод, механическая коробка передач — плановое ТО
Наружный ШРУС «Чери-Амулет»
В общем случае ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) — это один из основных элементов ходовой части любого переднеприводного автомобиля вообще, а «Чери-Амулет» — в частности. При этом различают ШРУС:
- наружный;
- внутренний.
Всего в автомобиле имеется по 2 ШРУСА каждого вида (в обиходе их называют «гранатами»), причем наружный шарнир отвечает только за угловые перемещения соединяемых валов. В автомобиле «Чери-Амулет» установлены наружные ШРУСы типа «Бирфильд».
ШРУС «Бирфильд»
Шарнир равных угловых скоростей «Бирфильд» разработан на базе классической конструкции ШРУСа «Рцеппа», запатентованного еще в 1927 году.
Конструктивно ШРУС «Рцеппа» состоит из:
- сферической чашки с ведомым валом (корпус);
- сферического кулака с ведущим валом (внутренняя обойма);
- сепаратора, который удерживает 6 шариков;
- делительного рычажка.
На внутренних поверхностях внутренней обоймы и корпуса выполнены полукруглые меридианальные канавки, по которым перемещается 6 шариков. При повороте колес валы наклоняются, делительный рычажок поворачивает сепаратор и шарики устанавливаются в биссекторной плоскости. «Граната» с делительным рычажком функционирует при углах наклона валов до 37 градусов. Шесть шариков дают возможность небольшому по размерам шарниру передавать на ведущее колесо достаточно большой крутящий момент. Кроме того, эта конструкция отличается высоким коэффициентом полезного действия (КПД). Именно эти качества сделали шарнир «Рцеппа» наиболее популярным среди разработчиков легковых автомобилей.
Шарнир «Бирфильд» представляет собой усовершенствованную конструкцию ШРУСа «Рцеппа». В нем пропорциональное перемещение сепаратора с шариками относительно корпуса и обоймы достигается за счет того, что канавки:
- имеют переменную глубину;
- центры их радиусов смещены в разные стороны относительно плоскости, в которой расположены шарики.
Кроме того, в поперечном сечении каждая канавка представляет собой не окружность, а эллипс, что предохраняет их кромки от повреждения.
В результате внесенных усовершенствований конструкторам удалось увеличить:
- рабочие углы поворота валов до 45 градусов;
- КПД узла до 95…99% (зависит от углов поворота валов).
Недостатком этой конструкции является ее стоимость, которая обусловлена высокой точностью механической обработки всех деталей.
Это интересно: Регулировка положения передних сидений Chery Amulet
Эксплуатация и ремонт
Конструкция наружного ШРУСа «Чери-Амулет» отличается высокой степенью надежности в процессе работы. При надлежащем уходе его ресурс составляет не менее 150…200 тыс. км. Пробега и в отдельных случаях сопоставим со сроком эксплуатации автомобиля. Несмотря на это наружный ШРУС «Чери-Амулет» часто требует ремонта из-за повреждения защитных чехлов (пыльников). Повреждение пыльника приводит к попаданию пыли, грязи и влаги внутрь узла. При этом из-за воздействия абразивных частиц песка и пыли нарушается конфигурация канавок, что может привести к заклиниванию шариков и полной блокировке колес автомобиля. Этому способствует и вытеснение смазки из внутренней полости узла через места повреждения пыльника.
Совет! Во время прохождения планового технического обслуживания, а также при каждом удобном случае осматривайте пыльники наружных ШРУСов на авто «Чери-Амулет» на предмет их целостности. Расположены «гранаты» с обратной стороны ведущих колес и крепятся к ступицам гайкой. При малейшем подозрении пыльники необходимо тщательно осмотреть и при необходимости заменить. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта.
Признаки неисправностей наружного ШРУСа
Первым признаком неисправности «гранаты» является характерный хруст, возникающий при резком поворачивании колес автомобиля. Для того чтобы убедиться в том, что неисправен именно ШРУС необходимо:
- поочередно вывернуть руль до упора влево и вправо;
- проехать по кругу, постепенно увеличивая скорость, что позволит увеличить нагрузку на «гранату».
Если хруст шариков будет слышен при движении автомобиля вправо, то поврежден правый ШРУС, если при движении влево — то левый. В любом случае «граната» (в лучшем случае — пыльник) подлежит замене.
Причин, которые могут вызвать неисправность «гранаты», существует очень много: от агрессивной манеры вождения авто до банального повреждения пыльника.
Особенности ремонта
В наружных ШРУСах типа «Бирфильд» используются шарики, селективно подобранные друг к другу. В связи с этим ремонтировать узел, меняя отдельные детали нельзя. Для ремонта неисправного узла необходимо приобретать полный комплект деталей. Кроме того, в случае повреждения пыльника, можно приобрести малый ремкомплект, в состав которого входят:
- пыльник;
- стопорное кольцо;
- хомуты крепления пыльника;
- смазку.
В качестве смазки для наружного ШРУСа «Чери-Амулет» используют специальный состав с дисульфидом молибдена, например, ШРУС-4, которым заполняют полость шарнира.
Приступая к ремонту наружного ШРУСа «Чери-Амулет» необходимо помнить, что:
- на автомобиле может быть установлен как разборный, так и неразборный узел;
- заменить пыльник или полностью ШРУС невозможно без разборки привода ведущих колес.
Если на автомобиле установлена неразборная «граната», то ее придется разрезать. Как это сделать, хорошо видно на этом видео:
Выбить наружный ШРУС на «Чери-Амулет» невозможно.
Если же на «Чери-Амулет» установлен наружный ШРУС разборной конструкции, то для того, чтобы его снять нужно выполнить следующие операции:
- Демонтировать привод переднего колеса.
- Проверить работоспособность узла. «Граната» исправна, если ее проворачивание осуществляется с небольшим усилием без рывков и заеданий. Кроме того, должны отсутствовать осевой и радиальный люфты. Иначе узел подлежит замене.
- Осматривают пыльник. Он не должен иметь разрывов или трещин. При их наличии пыльник меняют.
- Для того чтобы снять пыльник или непосредственно сам наружный ШРУС «Чери-Амулет», необходимо снять большой крепежный хомут пыльника и сдвинуть его с корпуса.
- Затем разжимают стопорное кольцо и сдвигая «гранату» по шлицам вала привода, снимают ее. Стопорное кольцо также снимают.
- Разжав малый крепежный хомут, снимают пыльник.
Важно! Крепежные хомуты, пыльник и стопорное кольцо одноразовые. При сборке необходимо установить новые детали.
- Замена деталей ШРУСа осуществляется в обратном порядке. При этом предварительно необходимо заполнить смазкой внутреннюю полость корпуса «гранаты» (около 100 г.), а остаток смазки равномерно нанести на внутреннюю поверхность гофрированного пыльника.
- Как поменять пыльник ШРУСа на автомобиле «Дэу-Нексия»
- Как поменять пыльник ШРУСа на «Ланосе»
- Как поменять ШРУСы на «Хендай-Акцент»
- Ремонт пыльника ШРУСа
Проведение замены пыльника полуоси Чери Амулет – как сделать все легко и быстро
Чтобы без проблем заменить пыльники на ШРУСах необходимо провести небольшой разбор автомобиля.
В частности, придется открутить и снять колесо, снять тормозной суппорт , чтобы в дальнейшем он не мешал снятию полуоси.
Далее выполняем такие действия:
- Откручиваем и убираем в сторону стойку стабилизатора Чери Амулет.
- Откручиваем и снимаем шаровую опору .
- Полуось откручиваем от сланца.
- Поскольку гайка была откручена еще в начале, то просто снимаем полуось , оставляя часть в КПП (чтобы не сливать масло с коробки).
- Проверяем состояние сопутствующих деталей, например, плавность хода ступичного подшипника , а также наличие в нем люфта.
- Старые пыльники полуоси попросту срезаем с помощью острого ножа.
- Установить пыльники можно, используя пластиковый конус.
- Выворачиваем наизнанку пыльник, смазываем конус и продеваем через конус пыльник на полуось.
- После чего снова выворачиваем пыльник полуоси Чери Амулет и выставляем их на свои места.
- Фиксируем пыльники с помощью хомутов.
- Кстати, можно посмотреть состояние старых пыльников с другой стороны авто, где еще не проводилась замена.
Важно заметить, что перед установкой полуоси необходимо смыть остатки старой смазки и нанести нову ю. Зачастую она идет в комплекте с пыльниками, иногда необходимо докупать отдельно.
Смазка забивается не только на ШРУС Чери Амулет, но и немного смазывается сам пыльник, что позволит продлить срок его эксплуатации.
Также заранее позаботиться о новых хомутах, поскольку старые не всегда нормально сжимаются при повторном использовании.
Разновидности ШРУСов и их конструктивные особенности
На каждой из полуосей имеется по два ШРУСа. То есть в переднеприводном автомобиле всего четыре гранаты — две внутренние и две внешние.
Внутренние и внешние шарниры отличаются функционально и конструктивно. Внутренний находится возле коробки передач и предназначен для передачи вращающего момента от дифференциала на полуось. Его рабочий угол, как правило, не превышает 20°, но при этом он допускает некоторое смещение вдоль оси, обеспечивая таким образом возможность изменения ее длины. Укорочение или удлинение приводного вала необходимо для компенсации хода подвески.
Внешний ШРУС монтируется на противоположном конце полуоси, рядом с колесом. Он способен работать под углом порядка 40°, обеспечивая поворот и вращение колеса. Понятно, что внешняя граната трудится в более напряженных условиях, а потому и выходит из строя несколько чаще, чем внутренняя. Способствует этому и летящая из-под колес грязь, внешнему ШРУСу ее достается явно больше, чем внутреннему.
Существует целый ряд конструктивных разновидностей шарниров равных угловых скоростей. Однако в наше время в легковом автотранспорте можно встретить в основном два типа ШРУСов — «Трипод» и шариковый шарнир Жеппы (Rzeppa). Первый не отличается большим рабочим углом, зато надежен и относительно дешев, а потому его обычно используют в качестве внутреннего шарнира. В нем применяются ролики, которые размещены на трехлучевой вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.
У второго рабочий угол гораздо больше, поэтому логично, что его применяют как внешний ШРУС. Назван он в честь инженера-механика Альфреда Жеппы (распространено также неправильное произношение Рцеппа), выходца из Польши, работавшего в компании Форда. Именно он в 1926 году создал конструкцию шарнира равных угловых скоростей с шестью шариками, которые удерживаются в отверстиях сепаратора, размещенного между корпусом и внутренней обоймой. Перемещение шариков по канавкам на внутренней обойме и изнутри корпуса обеспечивает возможность изменения в больших пределах угла между осями ведущего и ведомого вала.
ШРУС Жеппы и его модернизированные разновидности («Бирфильд», «Лёбро», GKN и другие) до сих пор с успехом применяются в автомобильной промышленности.
Chery Amulet 2007, двигатель бензиновый 1.л., 95 л. с., полный привод, механическая коробка передач — плановое ТО
Тольятти
Chery Amulet A15, 2007
105 000 ₽
Воробьёвка
Chery Amulet A15, 2006
100 000 ₽
Омск
Chery Amulet A15, 2008
65 000 ₽
Кунгур
Chery Amulet A15, 2006
98 000 ₽
Посмотреть больше машин на Дроме
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Войти Зарегистрироваться