Даже в хорошем автомобиле со временем может что-то поломаться, износиться или загрязниться. Это касается и тех машин, хозяева которых трепетно подходят к правилам эксплуатации. Множество трудностей может быть вызвано тем, что настала пора чистки бензонасоса — проблема износа и загрязнения затрагивает и эту деталь.
Содержание
- 1 Назначение и принцип работы бензонасоса
- 2 Как проводится чистка?
- 3 Диагностика неисправности
- 4 Чистка сетки бензонасоса своими руками
- 5 Периодичность процедур
- 6 Ремонт
- 7 Как почистить топливный фильтр дизеля?
- 8 Профилактика поломок бензонасоса
- 9 Когда требуется их замена
- 10 В каких случаях меняется сетка бензонасоса.
- 11 Замена на разных видах двигателей
- 12 Советы и рекомендации
- 13 Процесс очистки бака от грязи
- 14 Правила очистки
Назначение и принцип работы бензонасоса
Топливный насос предназначается для перекачки топлива из одной точки в другую. В автомобиле роль первой точки выполняет резервуар с горючим – бак, а второй – двигатель, куда и происходит перекачка. Данный процесс происходит при определенном давлении, которое поддерживается редуктором насоса, что является очень важным моментом.
Топливные насосы по типу привода подразделяются на 2 вида: электрические и механические. Внутри первого находится электродвигатель с мини-помпой, который работает от электросети и бесперебойно качает топливо в двигатель. Второй тип встречается все реже, так как установлен на карбюраторных машинах, и функционирует за счет возвратно-поступательного движения рычага.
Как проводится чистка?
Топливный насос находится в задней части автомобиля, обычно с правой стороны. Получить к нему доступ можно только из салона, демонтировав или откинув заднее сиденье. Предварительно необходимо убрать легковоспламеняющиеся предметы и соблюдать осторожность, избегать возникновения искр, т. к. во время снятия насоса могут пролиться капли топлива.
Перед выполнением работ по чистке насоса сбрасывается давление топлива: отключается разъем питания, и проводится прокрутка двигателя стартером.
- Демонтируется крышка, под которой находится бензонасос.
- Убирается минусовая клемма с АКБ, отсоединяются трубки от агрегата.
- Откручивается прижимное кольцо с помощью специального съемника.
- Извлекается насос. Предварительно сливаются остатки топлива, демонтируется уплотнительное кольцо, пылесосится пыль.
- Снимание нижняя часть прибора, где обычно и скапливается грязь, отложения в виде коричневой жижи.
- Снимается сетка-фильтр, для чего достаточно поддеть ее отверткой.
- Проводится замена сеточки или чистка, избегая даже незначительных повреждений: промыть жидкостью для очистки карбюратора и почистить мягкой щеточкой.
- Донная часть корпуса и сеточка после очистки «промываются» бензином.
- Узел собирается в обратном порядке, устанавливается в топливный бак.
- Подключаются трубки подачи топлива и «обратные», проверяется закрепление хомутов.
- Проводится присоединение электрического разъема питания.
Диагностика неисправности
Есть несколько признаков, которые говорят о том, что бензонасос забился. Каждый из них по отдельности, может, и не свидетельствует об этом на все сто процентов, однако в совокупности они являются достаточным основанием, чтобы приступить к очистке. Вот эти признаки:
- мотор глохнет при нажатии на акселератор;
- разгонная динамика машины снижается;
- двигатель плохо откликается;
- запуск стартером несколько затруднен;
- при резком нажатии педали газа возникают рывки.
В зависимости от того, насколько сильно забит бензонасос, эти проблемы могут сильно отличаться по своему масштабу. Например, если загрязнение очень велико, то при нажатии педали газа автомобиль может почти не разгоняться.
Чистка сетки бензонасоса может решить эти проблемы, но важно помнить, что есть и иные причины, которые могут их вызвать:
- Инжектор вышел из строя.
- Бензонасос работает некорректно.
- Загрязнен топливный фильтр.
Если фильтр и сетку еще легко поменять самостоятельно, то вот с остальным новичку лучше будет обратиться в автосервис. Это позволит избежать грубых ошибок, которые может допустить неопытный автолюбитель в процессе ремонта.
Чистка сетки бензонасоса своими руками
Чистка бензонасоса является достаточно актуальной процедурой, которую необходимо осуществить при появлении следующих симптомов:
- затрудненный запуск двигателя стартером;
- снижение разгонной динамики автомобиля;
- рывки при резком нажатии на педаль газа;
- плавающие обороты и вялый отклик мотора;
- двигатель глохнет на переходных режимах после нажатия на акселератор и т.д.
В отдельных случаях при нажатии на газ машина практически не разгоняется, с большим трудом преодолевает подъемы, не идет на обгон. Причин для такой неисправности может быть несколько, но зачастую проблема локализуется в области топливного насоса. Далее мы рассмотрим вопросы, связанные с электробензонасосом, который устанавливается в бензобаке инжекторных автомобилей.
Читайте в этой статье
Начнем с того, что общие проблемы с топливной системой (бензонасосом в частности) следует условно разделить на наиболее распространенные группы:
- забита сетка бензонасоса и топливный фильтр;
- вышел из строя сам бензонасос;
- неполадки инжектора;
Добавим, что также не следует исключать возможность подсоса воздуха, то есть завоздушивание системы питания. Еще одним виновником неполадок может оказаться регулятор давления в топливной рампе. В этом случае сбои в работе мотора могут быть частично похожими на некоторые указанные выше симптомы. Например, незначительное попадание воздуха в топливную систему проявляется таким образом, что двигатель долго не заводится после стоянки.
Вернемся к бензонасосу. Его неполадки означают то, что производительность системы топливоподачи снижается. Если сломался бензонасос, тогда автомобиль становится непригодным для нормальной эксплуатации. Признаки неисправности бензонасоса следующие:
- завести двигатель не получается, бензонасос не качает;
- мотор заводится, но работает с серьезными перебоями;
На сервисе в таком случае часто рекомендуют провести диагностику, отремонтировать или заменить бензонасос. Также следует учитывать, что внутри устройства может забиться фильтр сеточка бензонасоса. Сразу отметим, что точно ответить на вопрос, когда нужно чистить стеку бензонасоса, не получится. Одни автолюбители проводят чистку/замену сеточки бензонасоса по необходимости или для профилактики каждые 50-70 тыс. км.
Нужно добавить, что потеря динамики и появление симптомов забитой сетки происходит постепенно. По этой причине каждый водитель принимает решение чистить бензонасос самостоятельно. На мощных атмосферных двигателях постепенное ухудшение разгона ощущается не так сильно по сравнению с высокофорсированными моторами с небольшим рабочим объемом.
Периодичность процедур
Сроки, когда нужно чистить эту деталь, не установлены. Некоторые вынуждены чистить сетку каждые 50 000 километров пробега, тогда как другим приходится этим заниматься не раньше, чем машина пройдет 150 000 километров.
Впрочем, бывают случаи, когда в руководстве по использованию того или иного автомобиля указано конкретное число тысяч километров, после которого стоит поменять эту деталь. Однако и до этого момента также может возникнуть необходимость чистки сеточки бензонасоса. Ее нетрудно произвести самостоятельно.
Ремонт
Ремонт механического бензонасоса
Ремонт механического бензонасоса состоит из установки на него нового ремкомплекта (диафрагмы и клапанов), и при необходимости износившегося толкателя с пружиной. Более глубокий ремонт данного устройства нецелесообразен, так как затраты на приобретение и ремонт износившихся деталей приближаются к стоимости нового изделия. Если корпус насоса деформирован или поврежден, требуется его полная замена.
Ремонт электрического бензонасоса
Электрический бензонасос оснащен неразборным корпусом, и при его поломке производят замену изделия на новое. Без специальных навыков, оборудования и запасных частей его вскрытие и ремонт невозможен. Но некоторые мастерские берутся за подобную работу, цена которой ниже, чем покупка нового насоса. Основные поломки устройства следующие:
- Поломка щеток и коллектора двигателя. Ремонт предусматривает их замену на новые.
- Поломка пластмассовой муфты, соединяющей ротор и вал якоря двигателя. Муфта меняется на новую.
- Поломка якоря. Ремонт предусматривает перемотку данной детали.
Описанные действия позволяют устранить неисправность бензонасоса на всех моделях ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.
Как почистить топливный фильтр дизеля?
Для того чтобы произвести чистку фильтра дизеля, необходимо определить его месторасположение. На транспортных средствах с дизельным мотором он чаще всего располагается на самом высоком месте дизельной системы для того, чтобы задерживать пузырьки воздуха, мешающие корректной подаче топлива. В современных марках автомобилей устройство может располагаться под днищем машины или в моторном отсеке.
Для чистки фильтра дизеля не нужно использовать яму или подъемник.
Почистить топливный фильтр дизеля можно, следуя поэтапной инструкции:
- В первую очередь необходимо открутить болты, которыми прикручена крышка фильтра.
- Снять крышку.
- Отсоединить штекер.
- На верхней части корпуса фильтра есть вентиль. Его необходимо немного открутить для того, чтобы выровнять давление внутри устройства.
- Под сливной штуцер необходимо поставить любую тару для сбора горючего, и только после этого его выкрутить.
- Нужно подождать, пока солярка из шланга полностью стечет в емкость.
- Выкрутить крепежное кольцо из корпуса.
- Извлечь фильтр вместе с крышкой.
- Внутреннее пространство нужно протереть сухой тряпкой, которая не оставляет после себя ворса.
- Пробку (кольцо круглого сечения) и фильтр нужно промыть в ацетоне или в негорючем растворителе, а затем тщательно обдуть их воздухом из шинного насоса.
- Из патрона также удаляется вода при помощи насоса.
- На фильтр надевается уплотнительное кольцо, после чего устройство вновь ставится на место.
- Через верхнее отверстие заливается топливо (пока уровень солярки не дойдет до верха).
- Закручивается пробка.
- Все элементы вновь собираются, подсоединяется штекер.
- Транспортное средство заводится до 2000 оборотов. Мотор в таком состоянии держится около одной минуты, чтобы избежать образования воздушных пробок.
- После завершения работ необходимо проверить плотность крепления шлангов к топливному фильтру на предмет утечки солярки.
Если после чистки устройства проблемы с двигателем не исчезли, это свидетельствует о необходимости его замены или о наличии иных проблем с транспортным средством. Самостоятельная чистка требует определенных профессиональных навыков, и при их отсутствии лучше обратиться в ближайший автосервис.
Игнорировать проблемы с топливным фильтром нельзя, поскольку вождение транспортного средства с засоренным механизмом может привести к следующим последствиям:
- Двигатель автомобиля будет работать неисправно или вовсе выйдет из строя.
- Увеличится расход солярки.
- Ускорители, лямбла-зонды и свечи зажигания начнут быстро изнашиваться.
- Выйдет из строя система питания и форсунки впрыска топлива.
Профилактика поломок бензонасоса
Лучшей профилактикой для долговременной работы бензонасоса является его бережная и правильная эксплуатация, а также соблюдение следующих правил:
- Все плановые ремонты автомобиля должны сопровождаться заменой всех топливных фильтров.
- Необходимо контролировать и обеспечивать чистоту топливного бака и фильтров, а также следить за качеством заправляемого топлива (отсутствие в нем воды, песка и других примесей).
- Ликвидация возможности попадания в бак для топлива воды.
- Беречь корпус бензонасоса от механического воздействия, вызывающего вмятины и трещины, способствующие развитию коррозионных процессов.
Когда требуется их замена
Только на инжекторных типах автомобилей можно оценить степень загрязнений, так как их корпус выполнен из прозрачного пластика. Во всех остальных случаях визуально определить чистоту фильтрующего элемента не представляется возможным.
Поэтому необходимо внимательно следить за поведением своего транспортного средства, и если в работе силового агрегата появляются следующие неполадки, то деталь явно нуждается в замене:
- нестабильность работы мотора;
- понижение мощностных характеристик;
- увеличивается количество потребляемого топлива;
- проблемы с запуском «на холодную»;
- при работе на холостых оборотах двигатель часто глохнет.
Практически на любом автомобиле заменить фильтрующие элементы не представляется сложной процедурой. Практика автолюбителей показывает, что замена топливного фильтра своими руками — это быстрая и простая операция, которая не требует специальной подготовки и оборудования.
Детали по рекомендациям производителя меняются:
- на дизельных авто — от 30 тыс. км пробега;
- на бензиновых машинах — от 60 до 100 тыс. км пробега.
Зачастую ресурс оригинального расходника равен ресурсу автомобиля, однако из-за применения некачественного топлива и агрессивной эксплуатации машины расходник нужно менять несколько раз на протяжении всего срока службы транспорта.
В каких случаях меняется сетка бензонасоса.
Чтобы узнать в каком состоянии находиться топливная система необходимо проверить ее производительность. Для этого, необходимо подключить к системе подачи бензина измерительный прибор. Для того чтобы подключить манометр к топливной системе, необходимо воспользоваться специальным устройством. Поэтому в данном случае придётся обратиться в специализированную мастерскую. Для самостоятельной проверки, можно использовать следующим образом:
- Включаем зажигание. Если топливный насос не сработал или издает посторонний шум, возможно, перегружен узел подачи бензина.
- Если снижается продуктивность двигателя, увеличился период разгона или мотор неправильно работает на холостом ходу, причиной может являться избыточное засорение топливных проводников.
Как правило, к таким последствиям приводит забитый топливный фильтр.
В данном случае, фильтр требует обязательной замены, а сетку можно почистить своими руками. В большинстве случаев, очистка сетки дает необходимый результат на некоторое время. Впрочем, цена детали не так уж велика, а заменить ее можно не прибегая к помощи мастерских.
Процесс замены не отнимет много средств и времени, тем не менее увеличит срок эксплуатации топливного насоса и других элементов системы.
Замена на разных видах двигателей
Независимо от того, какой марки и года выпуска ваш автомобиль, потребуется стандартный комплект инструментов для демонтажа и монтажа фильтрующего элемента:
- рожковые ключи;
- отвёртка с тонким плоским лезвием;
- пассатижи;
- WD-40;
- чистую ёмкость для топлива;
- ветошь.
Как снять фильтр с карбюраторного мотора
Процедура максимально облегчена тем, что фильтр установлен в подкапотном пространстве автомобиля. То есть достаточно дождаться, когда двигатель остынет, после чего начать демонтаж.
Важно! Перед тем как непосредственно снимать деталь, нужно стравить давление в системе. Для этого с бензонасоса снимается жгут проводов, чтобы прекратить подачу питания. После чего мотор запускается и работает до тех пор, пока не заглохнет из-за отсутствия топлива.
Порядок работ после стравливания давления в топливной системе выглядит так:
- Открыть капот.
- У бачка с тормозной жидкостью, вблизи карбюратора, находится сам фильтр.
- Открутить хомуты крепления двух шлангов.
- Снять топливные шланги по бокам. Возможно подтекание топлива, поэтому лучше заранее подставить под отверстия ёмкость или подложить ветошь.
Как снять топливный фильтр на инжекторных моделях авто
Работа будет несколько труднее, чем в предыдущем случае. На инжекторах деталь расположена под днищем, поэтому предварительно потребуется либо загнать машину на смотровую яму, либо высоко поддомкратить.
При этом меры предосторожности будут такими же, как и при работе с карбюраторными моторами: перед демонтажом нужно будет стравить давление в системе. Далее работы проводятся по схеме:
- По центру задней балки найти топливный насос.
- Обычно открутить гайки с первого раза бывает сложно, поэтому рекомендуется сначала смазать соединения жидкостью WD-40.
- После этого открутить две соединительные гайки и снять топливные трубки (заранее подставить ёмкости для слива остатков горючего).
- С кронштейна снять фильтр вместе с уплотнительными резинками.
- После чего можно на освободившееся место устанавливать новый.
Советы и рекомендации
В том случае, когда бензобак сильно загрязнен, чистка или замена сетки бензонасоса будет являться всего лишь временной мерой, причем скорость последующего загрязнения сеточки не будет сильно зависеть от качества заправляемого топлива. В подобной ситуации необходимо снимать и промывать не только сетку, но и бензобак.
Для поддержания чистоты сеточки бензонасоса старайтесь не опускать уровень топлива в бензобаке ниже ½ без необходимости. Грязь и отложения, которые забивают сетку, обычно находятся в самом низу и затягиваются бензонасосом в последнюю очередь.
Причины свиста и повышенного шума во время работы бензонасоса, перегрев насоса. Как самому провести диагностику и устранить поломку. Советы и рекомендации.
Почему сетку бензонасоса нужно менять. Как самостоятельно снять бензонасос для замены фильтра. Особенности обратной сборки после замены сеточки бензонасоса.
Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса.
Почему и когда нужно промывать систему питания двигателя. Как промыть топливную систему двигателя самостоятельно: бензиновый и дизельный мотор.
Как поменять бензонасос. Расположение бензонасоса, стравлиание давления в системе,откручивание топливных магистралей, снятие насоса, обратная сборка.
Механический и электрический бензонасос, конструкция и принцип действия устройства, виды насосов и основные неисправности, особенности эксплуатации
Процесс очистки бака от грязи
Поскольку грязь ничего хорошего для машины не даст, а может только вывести из строя топливную систему и само транспортное средство. Для хорошей и качественной очистки бензобака ранее приходилось его демонтировать из автомобиля, но это слишком долгий и сложный процесс. На данный момент появились способы очистки, которые более простые, быстрые и не требующие его снятия. Для всего процесса нужна автомобильная эстакада, стандартный набор ключей и запасное топливо в канистре, чтобы заправить машину после чистки.
Этапы очистки:
- Заехать на эстакаду;
- Подставляем под бак емкость для топлива и жидкости с примесью грязи, которые будет сливаться с бака;
- Открутить сливную крышку, которая располагается на дне бака;
- Снять подушку с заднего сиденья и найти бензонасос, он обычно расположен под ней;
- Отключить от него все провода, затем откручиваем его от бака и вынимаем;
- При необходимости в это время можно заменить топливный фильтр, который находится в насосе;
- После извлечения насоса, через отверстие которое осталось после него, начинаем чистить изнутри бак при помощи ветоши, главное, чтобы она была без ворсинок;
- После окончания процесса чистки, устанавливаем все в обратной последовательности;
- Заправляем бак топливом из канистры.
Правила очистки
Сперва-наперво надо определиться с расположением ФТ. На автомобилях с дизельным мотором устройство большей частью ставится выше остальных элементов системы. Так предусмотрено конструкцией для задержки пузырьков воздуха, способных помешать корректной подаче горючего. Поэтому его ставят в подкапотное пространство, в некоторых случаях — под днище автомобиля.
Фильтры тонкой очистки на бензиновых ДВС располагаются между двигателем и топливным резервуаром. Они призваны просеивать мелкие частички сора. В большинстве случаях они работают в паре с фильтрами грубой очистки — сетки, установленной на топливном насосе.
Для проведения чистки используют яму или подъёмник.
- Болты ФТ откручиваются. Они держат крышку фильтра.
- Крышка снимается, отсоединяется штекер.
- Далее вентиль, находящийся сверху корпуса ФТ, надо чуточку ослабить. Это делается для выравнивания давления внутри фильтра.
- Под патрубок слива ставится любая ёмкость для сбора топлива, после этого он выкручивается.
- Затем следует дождаться полного слива топлива в тару.
- Фиксационное кольцо вытащить из корпуса.
- Снять ФТ с крышкой.
- Салфеткой тщательно протереть внутри, а лучше тряпкой, не оставляющей после себя ворса.
- Промыть в ацетоне ФТ и пробку (представляет собой колечко), хорошенько обдуть струёй из компрессора (насоса).
Вода должна удалиться из патрона полностью. Для этого используется насос, отлично справляющийся с обязанностью.
Дальнейшие действия выглядят так.
- На ФТ надевается уплотнитель.
- Элемент водружается на своё место.
- Сверху заливается горючее настолько, пока его уровень не достигнет максимума.
- Пробка заворачивается.
- Всё собирается как было, штекер подсоединяется.
- Мотор запускается, его обороты доводятся до 2 тыс/мин. При такой амплитуде он должен проработать около 1 минуты. Задача — избежать завоздушивания системы.
- На завершающем этапе тщательно проверяется плотность фиксации шлангов к ФТ на предмет утечки горючего.
Если после этого трудности с работой мотора не исчезли, это говорит лишь об одном — причину надо искать уже не в фильтре. Конечно, при условии, что процедура очистки была проведена по инструкции, без ошибок.
Сложный фильтр, например от дизельного автомобиля, лучше самостоятельно не трогать — доверить операцию профессионалам. Стандартные ФТ можно чистить своими руками, но определённые навыки и здесь нужны.
Автомобиль с грязным ФТ легко определить по следующим признакам.
- Расход топлива неожиданно увеличился.
- Мотор работает неисправно, сложно заводится или вообще не хочет запускаться.
- Форсунки выходят из строя.
- Быстро изнашиваются свечи, ускорители и лямбда-зонд.