Охлаждающая жидкость

Наряду с другими техническими составами охлаждающая жидкость для авто относится к необходимым расходным материалам, выполняющим важные функции. Безграмотный выбор антифриза для системы охлаждения может причинить серьезный вред транспортному средству.

Критерии выбора охлаждающей жидкости


  • класс;
  • рекомендуемых производителей;
  • наименования и т. д.

Категории и классификация охлаждающей жидкости

В целом сейчас все охлаждающие жидкости делятся на 2 категории в зависимости от производственной технологии:

  • SAE – основа из пропиленгликоля;
  • ASTM – основа из этиленгликоля.

Классификация

Этот момент достаточно двусмысленный. С одной стороны, многие ориентируются на нормативы от немецкого концерна Фольксваген. С другой же, немало производителей, особенно из Азии и США, используют собственные классификации. В результате, характеристики и цветовая гамма могут отличаться.

Классификация от Фольксваген

Видео: Антифриз красный — зеленый — синий. В чем разница? Просто о сложном

Всего имеется 4 класса охлаждающей жидкости:

  • G11 (зеленый и синий) – он выпускается на основе этиленгликоля, с добавлением небольшого объема присадок.
  • G12 (красный) – в отличие предыдущей категории, антифриз такого класса гораздо эффективнее пресекает возникновение коррозии в системе охлаждения, а также не допускает перегрева двигателя. Это достигается путем добавления в состав жидкости соединений карбоксилатного типа. Благодаря такому составу, применение антифриза данного класса рекомендуется для авто, которые работают в тяжелых климатических условиях или на высоких оборотах.
  • G12+ – жидкость карбоксилатного типа. Особенность данного типа антифриза в том, что его разрешается смешивать как с жидкостями класса G12+, так и с тосолами категорий G11 и G12.
  • G12 (оранжевый) – выполнен из пропиленгликоля. Отличается высокими экологическими показателями.

На что обратить внимание при покупке?

При покупке антифриза необходимо в обязательном порядке сверить его данные с требованиями завода-изготовителя авто (по мануалу к машине). Если тип жидкости и ее температурный режим совпадают, следует проверить товар. Причина – присутствие на рынке поддельных антифризов.

Критерии покупки:

  • Стоимость – перед приобретением необходимо сверить цену на разных ресурсах сети и в нескольких магазинах. Как правило, поддельный товар продается заметно дешевле.
  • Герметичность упаковки – для этого достаточно просто перевернуть канистру или сдавить ее в руке. Стравливание воздуха либо вытекание жидкости свидетельствует о подделке.
  • Присадки – они должны обладать щадящими свойствами в отношении компонентов системы охлаждения, выполненных из пластика и металла.
  • Тара – рекомендуется выбирать тосол в полупрозрачной таре. В ней можно рассмотреть жидкость – если она мутная или налицо осадок – покупать не стоит.
  • Вспениваемость – если встряхнуть емкость, образовавшаяся пена должна осесть в течение 3-5 сек.
  • Запах масла, бензина и тому подобного недопустим.
  • Этикетка и упаковка – оригинальный товар всегда отличается качественной упаковкой, отчетливо напечатанными и хорошо приклеенными этикетками. Штрих-коды, состав, классификация – эти и другие параметры должны присутствовать на этикетке.
  • Компании-изготовители – лучше предпочесть продукцию именитых корпораций. В их числе – ВАМП, Total, Sintec, Shell и другие.

Наиболее частые вопросы

Антифриз или тосол?

Видео: Тосол или антифриз: что лучше использовать, заливать в свой авто? Просто о сложном

В среде автомобилистов нередко встречается вопрос относительно того, что же лучше – тосол или антифриз? В целом разницы нет, так как оба названия означают охлаждающую жидкость для авто. Тосол – это жидкость отечественного производства, причем ее подделывают гораздо чаще.

Важна ли цветовая гамма? И можно ли смешивать жидкость разного цвета?

Стоит отметить, что сам по себе антифриз и тосол бесцветные, а выбор оттенка всецело зависит от производителя. Сам же краситель добавляется в крайне незначительном количестве, поэтому никакого влияния на эксплуатационные характеристики жидкости не оказывает. Это значит, что смешивать разные жидкости не стоит. Исключение – наличие на этикетке данных о допуске смешивания этого антифриза с другими.

Когда менять антифриз?

Многие автопроизводители заливают антифриз на весь срок службы, что и указывают в мануале к модели. Хотя компании дают собственные рекомендации по срокам:

  • Volkswagen – бессрочно;
  • General Motors – бессрочно;
  • Renault – бессрочно;
  • Mitsubishi – 4 года;
  • Ford – 240 000 км или 10 лет;
  • Mercedes-Benz – 5 лет;
  • АвтоВАЗ – 75 000 км;
  • Mazda – бессрочно;
  • Daimler – 15 лет;
  • BMW – 4 года.

Впрочем, при покупке б/у авто антифриз необходимо заменить. Как производится замена охлаждающей жидкости читайте в этой статье.

Для чего нужен антифриз автомобилю

Называется охлаждающая жидкость для авто по-разному: антифриз, хладагент, охладитель, сокращенно – ОЖ. В ее качестве можно использовать и воду, особенно хорошо подходит для этих целей дистиллированная, которая не оставляет накипи. Она безопасна, доступна, безвредна, достаточно теплоемка.

Однако такой охладитель замерзает при отрицательных значениях на термометре, имеет низкую температуру кипения, а также обладает определенной коррозионной активностью. Поэтому воду можно использовать лишь в теплый период, при этом добавив в нее пакет ингибиторов коррозии.

Низкозамерзающая жидкость, называемая антифризом, может использоваться круглогодично. В последнее время именно этот продукт повсеместно применяется автолюбителями нашей страны. Антифриз представляет собой смесь:

  • дистиллированной воды,
  • незамерзающей составляющей,
  • присадок, которые снижают коррозионную активность первых двух компонентов.

Важно! В качестве охлаждающей жидкости можно использовать и этиловый спирт, но летучесть и высокая стоимость не позволяют ему стать популярным среди автолюбителей. Метиловый же спирт вступает в реакцию с алюминием, к тому же он ядовит и даже небольшого его количества достаточно для отравления человека.

Основная функция охлаждающей жидкости — охлаждение двигателя внутреннего сгорания. Этот узел представляет собой тепловой агрегат, преобразующий энергию сгорающего топлива в механическую.

Чтобы мотор нормально работал, требуется поддерживать его нагрев в строго определенных рамках. Для этих целей в автомобилях предусмотрена система охлаждения – воздушная и жидкостная. В последней используется принудительная циркуляция охлаждающей жидкости.

Однако, кроме задачи по охлаждению силового агрегата, в ее функции входят:

  • подогрев салона транспортного средства в холодное время года;
  • защита системы охлаждения от активных процессов коррозии, а также накипи;
  • поддержание каналов в чистоте;
  • продление срока службы некоторых узлов автомобиля.

Охлаждающая жидкость для авто должна быть текуча, обладать высокими теплоемкостью и теплопроводностью, минимальным порогом начала кристаллизации, максимальной температурой начала кипения, физической и химической стабильностью. Она не должна пениться и быть агрессивной (в плане воздействия на узлы и детали автомобиля).

Различные виды антифризов имеют отличия в составе. Существуют свои нюансы и в изменении характеристик разных их типов в процессе эксплуатации.

Гибридные антифризы и региональный фактор


Дальнейшие изыскания производителей охлаждающих жидкостей привели к появлению гибридных антифризов HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Как видно из названия, в их основе всё та же технология органических кислот, но с добавлением определённого количества неорганических солей для лучшего противостояния кавитации. Причём подход производителей в разных частях света заметно отличается: японцы, например, предпочитают присадки на основе фосфатов, в то время как европейцы используют силикаты.

На составы «местных» антифризов ориентируются и автопроизводители, проектируя двигатели и выбирая материалы для гибких шлангов и сальников системы охлаждения. Поэтому при выборе антифриза стоит учитывать региональный фактор, заливая в японский или европейский автомобиль антифризы соответствующего происхождения.

Другой вариант «гибридов» — лобридные антифризы или SOAT (Silicate Organic Acid Technology). В целом, это те же гибридные охлаждающие жидкости со сниженным количеством неорганических присадок.

Встречаются и совсем экзотические варианты. Например, антифриз на основе пропиленгликоля и глицерина, постепенно вводимый концерном Volkswagen под давлением экологов. Такой антифриз обозначается G13, но о классификации VW стоит поговорить отдельно.

Классификация антифризов. G11, Gи прочие G

Существенную путаницу в классификацию антифризов на российском рынке внёс концерн Volkswagen со своим обозначением классов охлаждающих жидкостей (G11, G12, G12+, G12++, G13). Следует понимать, что эти обозначения актуальны только для автомобилей концерна VAG: если у вас Toyota, то искать антифриз G12 или G12+ вам совершенно не нужно — исходите из допусков Тойоты, а не VW. Тем не менее, классификация Volkswagen столь прочно вошла в обиход, что мы включили её в таблицу для лучшего понимания соответствия разных обозначений антифризов друг другу.

Классификация антифризов

Тип антифриза

Альтернативное название

Классификация VW

Возможные обозначения

Описание

Традиционный, с неорганическими присадками

Силикатный антифриз, Тосол

G11

IAT, Traditional, Classic, Conventional, Тосол

Устаревшая технология неорганических кислот

Карбоксилатный, с органическими присадками

Карбоксилатный антифриз

G12, G12+

OAT, Carboxylate

Технология органических кислот

Гибридный или лобридный

Гибридный антифриз, лобридный антифриз

G12++

Hybrid, HOAT, Lobrid, SOAT

Технология органических кислот с добавлением неорганических

На основе пропиленгликоля и глицерина

Пропиленгликолевый антифриз

G13

G13

«Экологичный» антифриз с глицерином для автомобилей VAG

Как разводить концентрат антифриз для автомобиля

Антифриз для системы охлаждения автомобиля выпускается производителями в виде концентрата или готового к применению продукта. В первом случае жидкость содержит все необходимые присадки, незамерзающий компонент и краситель.

Для приготовления антифриза необходимо лишь добавить дистиллированную воду (смешивание можно проводить в любой таре). Варианты пропорций воды и концентрата для получения готовой ОЖ представлены в таблице.

Таблица. Примерные пропорции компонентов для получения антифризов с различной температурой замерзания из концентрата.

Соотношение воды и концентрата, % Температура замерзания готового антифриза, градусы
50/50 -35
40/60 -55
60/40 -25

Важно! Заливать неразбавленный концентрат в систему охлаждения категорически запрещено.

Многие по привычке называют охлаждающую жидкость тосолом. Некоторые считают, что существуют два вида продукта: тосол и антифриз. Следует сразу расставить точки: тосол является разновидностью антифриза, разработанным отечественными специалистами еще во времена СССР. Его можно отнести к охлаждающим жидкостям первого поколения.

Интересно! Свое название торговая марка «Тосол» получила от аббревиатуры «ТОС», образованной от названия «Технология Органического Синтеза». Окончание «ол» обычно указывает на принадлежность жидкости к спиртам.

Изобретен продукт был еще в 1971 году, но не был запатентован. Поэтому многие производители сегодня выпускают свою продукцию под этой торговой маркой.

Нужно ли разбавлять антифриз водой

Когда-то антифризы в виде концентратов были очень популярны. При заливке в радиатор их требовалось разбавлять водой в определённой пропорции, определяющей температуру замерзания (50:50, 60:40, 70:30 и т. д. — чем меньше доля воды, тем выше морозостойкость). Но сегодня почти все антифризы продаются в готовом виде, а температура их замерзания фиксирована и указана на этикетке: как правило, от -40 до -50°C. Разбавлять такие антифризы водой не нужно, что существенно упрощает процесс их замены.

Виды антифриза для авто по цвету


Различаются охлаждающие жидкости и по цвету, хотя эта классификация довольно условная.

Сегодня на отечественном рынке в основном распространены следующие растворы:

  • зеленый;
  • красный;
  • синий.

Важно! Тосол может иметь синий и красный оттенки.

Антифриз желтого и фиолетового цветов также выпускается производителями, однако особого распространения пока не получил.

Строгих правил, согласно которым изготовитель выбирает, в какой цвет окрашивать свою продукцию, нет. В этом случае они могут действовать по своему усмотрению.

Стоит отметить, что в процессе эксплуатации антифриз может менять свой окрас. Например, синяя охлаждающая жидкость для авто способна стать сине-зеленой или зеленой.

Цвет антифриза. Можно ли смешивать

«Какой вам антифриз: красный или зелёный?» — стандартный вопрос в автомагазине. Что же обозначает цвет антифриза? На сегодняшний день — ровным счётом ничего. Ни тип, ни качество антифриза с цветом не связаны.

Когда-то автопроизводители для придания индивидуальности своим заводским охлаждающим жидкостям стали красить их в разные цвета, а сторонние производители антифризов просто подстроились под них. Причём без всякой системы или привязки к составу жидкости: карбоксилатный антифриз может быть как красным, так и зелёным или оранжевым. Зелёным может быть и устаревший силикатный антифриз. И лишь тосол всегда был синим — дань традициям. Словом, при выборе антифриза цвет не играет никакой роли — конечно, если вы меняете охлаждающую жидкость целиком, а не доливаете к старой.

А можно ли смешивать антифризы разных цветов? В теории, два разноцветных антифриза одного и того же типа и бренда могут отличаться только красителем, что не мешает смешать их. Но делать этого не стоит хотя бы из-за того, что в результате получится жидкость бурого цвета, что затруднит диагностику состояния антифриза (изменение цвета — один из признаков проблем). Что касается антифризов разных производителей, то смешивать их нежелательно даже при совпадении цветов — разные пакеты присадок могут быть плохо совместимы. При необходимости срочно долить антифриз в дороге и невозможности купить жидкость, идентичную залитой, используйте дистиллированную воду — наиболее безопасный вариант.



Оцените статью:

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.