#Ремонт АКПП # АКПП 29.09.2014
Неисправности АКПП: выявления и возможности устранения
Автоматическая трансмиссия считается надежной и долговечной, однако и она, постоянно работая в тяжелых условиях, подвержена поломкам. О том, какие неисправности характерны для автоматической коробки переключения передач, как их диагностировать и устранять, а также об особенностях эксплуатации и обслуживании «автомата» читайте в предложенной статье.
Содержание
Какие бывают неисправности АКПП?
Трудно представить современный мир без авто с автоматической коробкой. Частые пробки и светофоры на каждом перекрестке сделали автомат незаменимой вещью для передвижения по городам. Возможно поэтому большинство значимых концернов постепенно отказываются от механики в пользу автоматического переключения передач. Эта тенденция постепенно приходит и в нашу страну, а вместе с ней и связанные с АКПП проблемы.
Всякая актуальная конструкция в машине имеет два принципа работы: механический и электронный. Автоматическая трансмиссия не исключение. Физическое переключение передач осуществляется механизмами, а алгоритмы рассчитываются программной составляющей. Поэтому все причины поломки делят на две большие группы:
- механические поломки. Они происходят в гидравлике и физических приводах коробки передач;
- электронным сбои системы. Нарушения функционирования программ или электрических частей машины.
Разберём каждый из этих пунктов в отдельности.
Проблемы механической и гидравлической части
Чаще всего при механических неисправностях ломаются следующие элементы:
- износ валов или шестерёнок механизма;
- повреждение или износ муфт, дисков, тормозов внутри трансмиссии;
- проблемы в работе гидротрансформатора;
- износ блока гидравлики;
- закупоривание масляных каналов коробки;
- выход из строя масляного насоса.
Из приведенного списка можно заметить, что основные проблемы в механической части начинаются при износе деталей или использование непригодного масла. Стоит отметить, что это настоящий камень преткновения для АКПП: чаще у автолюбителей просто заканчивается ресурс внутренних конструкций коробки. Это ещё раз доказывает защищённость такого типа трансмиссии.
Очень важно заблаговременно обнаруживать и устранять проблемы автоматической коробки передач. В противном случае одна неисправность будет порождать другую, образуя некую круговую поруку. Так, при износе муфты засоряются каналы передачи масла, а те уже приведут к проблемам с насосной системой. Затянув с одной проблемой некоторые автолюбители приезжают в сервисы с практически полностью уничтоженным автоматом. Но о причинах мы поговорим чуть позже.
Электроника и возможные проблемы
Неисправности автоматической коробки передач не обходят и электронные внутренности. Перечислим частые примеры поломанных элементов:
- поломка электронных блоков, контроллера АКПП;
- неправильная работа или сломанные датчики трансмиссии;
- неисправность или износ электропроводки;
- замыкания;
- сбой в работе автоматов, фазовых устройств.
Автоматическая коробка устроена таким образом, что даже при выходе из строя электронного управления машина сможет продолжить свой ход. В этом случае запускаются резервные алгоритмы программ: трансмиссия переходит в аварийный режим работы. Чаще автомобиль самостоятельно переключается на 3 скорость. Это помогает водителю добраться до ближайшего сервиса и устранить причину. Современные системы уведомляют владельца о проблемах в электронике.
От поклонников МКПП часто можно услышать, что если в машине с автоматом ломается электрическая составляющая, то в отличие от механики движение на ней невозможно. Как мы видим из примера выше это суждение не соответствует действительности.
Это интересно: Замена двигательного масла и масляного фильтра
Симптомы поломки АКПП
Симптомы, свидетельствующие о наличии в коробке неполадок, обычно одинаковы, и неважно, какая из деталей вышла из строя. Часто АКПП попросту демонстрирует нестандартное поведение: начинает стучать, шуметь, скрежетать, вибрировать. Иногда пропадают передачи, переключение становится медленным. В крайних ситуациях коробка отказывает в работе, в результате чего автомобиль останавливается и не заводится. Эти симптомы говорят о том, что пора насторожиться.
Из-за различных поломок разными становятся даже толчки и рывки. Чтобы выявить неисправность, нужен бортовой компьютер. На его панели появляется ошибка или на экран подается сигнал, указывающий на определенный индикатор.
С помощью бортового компьютера можно выявить следующие симптомы поломки АКПП:
недостаток масла;
перегрев коробки;
отсутствие должного давления;
приход в негодность датчиков;
проблематичное переключение режимов.
Каждая из появившихся проблем — это причина, по которой следует обращаться к специалистам. Они подскажут путь выхода из любой ситуации. Выбирая мастера, водитель должен помнить, что ремонтировать типичные неисправности АКПП затратно. Лучше не тянуть с этим, иначе проблема будет нарастать, как «снежный ком». Если вовремя не обратить внимания на проблему, ремонт АКПП впоследствии будет стоить гораздо дороже. Рассмотрим, какие в АКПП возможные неисправности, и что нужно предпринять водителю, чтобы разобраться с ними.
Небольшие советы по эксплуатации
В отличие от механической коробки, автомат менее требователен к условиям эксплуатации. Практически невозможно самостоятельно сжечь коробку быстрым износом на высоких оборотах. Автоматический алгоритм будет самостоятельно повышать и понижать передачи. Особенно такая система подходит начинающим или неопытным водителям.
Первое и основное правило пользования АКПП – разогрев машины перед движением. Особенно это актуально для нашей страны, учитывая продолжительные периоды низкой температуры. На морозе авто требуется прогревать минимум 10-15 минут. Поэтому если спешите, подумайте – возможно спешка доставит вам больше проблем, чем опоздание.
Не используйте обычные переключения слишком часто. Этим нередко страдают автолюбители, пересевшие на автомат с МКПП. При остановки на перекрестках и светофорах не ставьте передачу в нейтральное положение или на сектор P. Также не стоит совершать ограниченные маневры с помощью коробки. Лучше воспользуйтесь холостым ходом авто.
Аналогичным советом прозвучит использование задней скорости исключительно после полной остановки машины. Иначе шестерёнки и механизмы внутри коробки будут перебираться.
Вся профилактика и забота об автомобиле сводится к проверке и своевременной замене масла. Делать это необходимо на пробеге, указанном в инструкции эксплуатации. Как правило это 7.5 – 15 тысяч километров. При тяжёлых условиях эксплуатации – 5 000 км.
Используйте качественные масла, вовремя обслуживание авто и не напрягайте вашу рабочую лошадку. Тогда ваше средство передвижения прослужит вам долго и верно.
Ремонт АКПП
Устранение неисправностей коробки передач начинается с диагностики, ее основные этапы:
- проверка уровня и состояния масла;
- проверка работы двигателя на холостом ходу, контроль целостности проводки и тросов;
- расшифровка кодов ошибок;
- проверка АКПП на стоящем автомобиле и в движении;
- проверка давления масла внутри системы.
Для диагностики электронной системы управления демонтаж АКПП обычно не нужен, а для механической и гидравлической частей он может понадобиться. Также демонтаж требуется для устранения большинства неполадок, он осуществляется с помощью трансмиссионного домкрата и набора ключей.
Ремонт АКПП в сервисе
Снятая с автомобиля коробка передач разбирается, детали промываются и просушиваются, производится их дефектовка. Все прокладки, уплотнители, внутренние резинки гидроблока, а также изношенные механические детали подлежат замене. Колодка ингибитора и поддон тщательно очищаются от загрязнений, продуктов износа. В масляном насосе может потребоваться замена фильтра и некоторых других деталей. В гидроблоке меняются сломанные и ослабленные пружины.
Для соблюдения правильного порядка разборки нужно прибегать к руководству пользователя. Сборка осуществляется в обратной последовательности, важно не перепутать местами детали, похожие на вид, но выполняющие разные функции, например многочисленные прокладки гидроблока.
Еще ряд операций необходимо выполнить в ходе монтажа АКПП после ремонта:
- проверить на торцовое биение мембрану, в случае необходимости – заменить;
- тщательно промыть радиатор, залить трансмиссионное масло в гидротрансформатор, состыковать двигатель с трансмиссией;
- закрутить болты и проверить правильность состыковок, убедиться в отсутствии зазоров;
- проверить работу узла с залитым маслом на малых оборотах.
Как диагностируется?
Устранение поломок начинается с их диагностики.
Есть несколько способов:
- Выявление поломок на слух. Во многих случаях диагностика работы АКПП может заключаться в том, чтобы услышать неисправность. Как правило, если агрегат начинает работать по-другом, автомобилист сразу же узнает об этом. Устранение неисправностей легкого типа заключаются в очистке того или иного регулятора от масла или заменой рабочей жидкости. Иногда достаточно только добавить масла в систему.
- Второй тип диагностики именуется специалистами как «потрогать». На этом уровне выявить поломку часто помогает диагностика электропроводки, обычно эта процедура занимает несколько минут. Если поломка более серьезная, то ее можно попытаться обнаружить при демонтаже поддона. Кроме того, без снятия агрегата мастер может определить неисправность путем измерения давления в системе или снятия кодов поломок.
- Третий тип диагностики неисправностей и их устранения является демонтаж и полная переборка агрегата. В том случае, если коробка передач перешла в аварийный режим работы, то для выявления поломки необходимо будет только разбирать трансмиссию. Как правило, необходимость демонтажа и разбора возникает в случае с агрегатами, прошедшими более 200 тысяч км пробега. Обычно при таком пробеге возникает необходимость замены фрикционов.
Таблица — помощник по определению поломки автомата
Признаки | Причины |
Машина не может поехать вперед, наблюдается пробуксовка, задняя скорость работает нормально. | Эти признаки говорят об изношенных фрикционах, муфте переднего направления. Также проблема может заключаться в поломке манжета поршня, износе колец муфты или заедании одного из клапанов гидроблока. |
Не включается задняя скорость. Третья и четвертая передачи также отсутствуют, работают только первые две скорости. |
|
Авто не едет ни вперед, ни назад. Если активируется режим парковки или нейтральной передачи, да в принципе при любой скорости появляются рывки, передача включается, но без движения. |
|
Авто движется только на третьей передаче. | Износились фрикционы или муфты, манжет поршня, кольца заело клапан гидроблока. |
На холодном АКПП при переключении скоростей появились рывки. | Замусорены соленоиды, гидроблок, иногда дело в плохом масле. |
Не включается задняя скорость. | Износ тормозной леты, манжета поршня, штока. |
Машина не едет совсем, скорости включаются без рывков. | Не работает гидротрансформатор, сломалась шестеренка насоса, отсутствует масло в системе, забился фильтр, поломка соленоида или клапана. |
Появился шум при работе агрегата, вибрации, стуки. Звуки усиливаются при наборе оборотов. | Нужно менять подшипник. |
Включается только задняя, первая и вторая передачи, после прогрева могут включаться все. | Проблема в соленоиде или забитом клапане гидроблока. |
Скорости включаются при повышенных показателях скорости. | Нужно отрегулировать трос дроссельного клапана, прочистить фильтр или заменить клапан. |
Машина еде в целом нормально, но при подъеме начинает буксовать и сбрасывать скорость. |
|
При нажатии на газ скорость не переключается. |
|
При трогании с места появляется пробуксовка, других проблем не наблюдается. |
|
Пробуксовка проявляется при переключении всех скоростей. |
|
При прогреве авто до рабочей температуры начинает пробуксовка, машина может вовсе не ехать. |
|
На нейтральной передаче появляется шум. | Износились фрикционы одного или нескольких барабанов. |
Трансмиссионная жидкость начала пениться, в целом цвет масла неестественный. Иногда наблюдается пробуксовка. | Скорей всего, причиной является попадание влаги внутрь агрегата. |
Низкое давление рабочей жидкости. |
|
В поддоне обнаружены металлические частицы. | Возможно, износился скользящий подшипник или скоро из строя выйдет планетарная шестеренка. |
Скрежет металла при движении. | Необходимо произвести замену шестеренок или подшипника дифференциала. |
Это интересно: Как снять вспомогательный приводной ремень Ауди 100/А6 С4
Уровни диагностики
Диагностировать неполадки в своем автомобиле — занятие непростое. Неизвестно, до каких пор коробку придется разбирать. В лучшем случае, процедура проходит быстро.
Уровни диагностики бывают следующими:
Быстрая – услышать.
Если требуется устранить небольшую неисправность, например, избавить датчик от загрязнения маслом, посмотреть шлейф, проверить соленоиды, то это чаще диагностируется бесплатно.
Тактильная – потрогать.
Здесь уже поможет осмотр электрической цепи. Иногда снимается поддон. Порой проверяется давление, функциональность электрической проводки, снимаются коды. Самолечение – долить или заменить масло.
Разбор
Когда режим явно аварийный или иная серьезная неполадка, надо разобрать машину. Конечно, придется потратиться, но самостоятельно это сделать очень сложно.
Итак, иногда, чтобы выявить неисправности коробки АКПП, надо показать свою машину специалисту. Самолечение может повредить или продлить жизнь АКПП только на несколько месяцев. Но в некоторых случаях можно самостоятельно установить причину неполадок.
Проблемы, которые могут быть обнаружены при диагностике
Во время диагностики водитель может обнаружить несколько распространенных проблем. Из-за них у владельца авто возникают трудности в управлении транспортом. Рассмотрим, что стоит предпринять, и в каких случаях нужно это делать.
Поломки АКПП и их решения описаны ниже:
В результате проверки выяснилось, что неисправны соленоиды
Нередко диагностика по компьютеру указывает на «соленоид В» как на причину неполадок. Чаще всего это является только указанием места, в котором надо найти неисправность. В этом случае требуется промывка, но иногда надо прозвонить соленоиды. Зачастую промывка соленоидов – верное решение проблемы.
Сама проблема может быть поделена на две части – электрическую и механическую. Некоторые автоматы требуют очень частой замены соленоидов, к примеру, DP0. Однако это продлит жизнь автомата только на несколько месяцев, поскольку втулки и иные узлы уже достаточно износились.
Проблемы с маслом
Подобная проблема появилась после того, как Мерседес попытался угнаться за свойствами механических КПП. Компания внедрила жесткое действие фрикционов. Теперь 5-6 ступенчатые коробки ломаются по такому сценарию: масло загрязняется из-за того, что пыль не задерживается фильтрами и оседает в труднодоступных уголках клапанов гидроблока. В результате этого клапаны заклинивают, и масло не подвергается достаточному давлению.
Подтекает масло — еще одна проблема. Если неисправна автоматическая коробка передач, масло вытекает из-под уплотнителей. Следовательно, владелец машины должен регулярно осматривать состояние, в котором пребывает коробка. Если что, придется попросить профессионала сменить уплотнители и масло.
Клапаны-плунжеры гидроблока поедают гидроплиту и так же не могут пропустить масло. Надо отремонтировать гидроблоки и плунжер (в помощь – Соннакс) или заменить гидроблок. При замене соленоидов обязательно сменить кольца и втулки, иначе соленоиды быстро состарятся.
Проблемы гидроблока
Нынешние гидроблоки так тонко настроены, что в скором времени приходят в негодность, засоряясь грязью. Почти все блоки при ремонте перебираются, прочищаются, смене также подлежат расходники. Компьютер может диагностировать неполадки в главных деталях блока. Если не работает хоть один клапан, произойдет следующее: возникнет недостаточное давление и проскальзывающие фрикционы, появятся удары при смене передач. Часто АКПП ремонтируют локально, делают разбор и чистку гидроблока. Если процедура бесполезна — придётся ремонтировать целый агрегат.
Кулисы рычага
В коробках с автоматикой, которые были созданы по старому образцу, часто приходят в негодность кулиса рычага АКПП. В результате этого не получается изменить режимы, по которым работают трансмиссии. Ремонт состоит из замены селектора и кулисы специальной коробки, которая совершает передачи. Поломки связаны с затрудненным движением селектора. В конце концов, прекращается движение рычага и приходится ремонтировать АКПП. У некоторых типов автоматических трансмиссий можно не демонтировать коробки и, следовательно, провести ремонт в более простом варианте.
Блок управления
В некоторых ситуациях бывают проблемы с этой деталью. Блок иногда неверно набирает обороты или мешает трансмиссии. Устранить поломки можно, заменив блоки и шлейфы, которые входят в состав блока управления.
Здесь были перечислены наиболее типичные случаи. Но помимо них есть и другие, которые встречаются иногда чаще, иногда реже, но все же имеют место в повседневной жизни.
Способы устранения сбоев в работе
Мы рассмотрели причины и признаки неполадок автомата. Теперь стоит сказать пару слов о починке. Сразу оговоримся, что существует два метода решения проблем с трансмиссией:
- Самостоятельный ремонт или профилактика.
- Обращение к специалистам.
Стоит ли говорить, что первый вариант дешевле и предпочтительнее для каждого автолюбителя. Однако, в реальности далеко не все сбои в работе решаются своими руками. К примеру, если коробка автомат не переключает скорости или пробуксовывает, то машине окажет помощь исключительно квалифицированный специалист.
Подберём конкретные примеры под обе ситуации.
Самостоятельное решение
Ряд исправляемых ошибок приведем в соответствующий вид: общая причина – возможные проблемы – способы их устранения.
1. Нарушение регулировок или неисправность компонента переключения передач:
- машина двигается в режиме коробки P;
- литера скорости на панели не соответствует выставленной.
Способ устранения: Диагностика и замена неисправной детали, отремонтировать её можно самому по прелагающейся инструкции.
2. Утечка масла из АКПП. Частая проблема с коробкой:
- крепления механизмов внутри трансмиссии самостоятельно отходят;
- разрушение или непригодность масляных уплотнителей и прокладок.
Способы самостоятельной починки:
- подтяжка болтов, покупка и установка новых колец уплотнителя;
- понижение уровня масла в АКПП.
3. Шум или нехарактерные звуки при работе коробки:
- машина сама переключает передачи;
- переключение положений происходит с большим трудом;
- авто не реагирует на переключения и не двигается с места.
Способ устранения: Измерить уровень масла и долить нужное количество.
Приведены только основные случаи лёгких поломок внутри АКПП. Если ваша ситуация подходит хотя бы под один из пунктов, ознакомьтесь с инструкцией к автомобилю. Внутри вы найдете пошаговые действия для решения проблемы. В дальнейшем рекомендуется обратится к профессионалам.
Починка в сервисе
Распишем проблемы, требующие обращения в квалифицированную мастерскую.
1. Авто остаётся на месте при любых действиях с механизмом коробки. Нет никакой реакции или малейшего движения.
Причины:
- мало масла в системе;
- засорились клапаны или кольца;
- неисправность гидроузла;
- поломка фильтра;
- неисправность или износ главной шестерёнки.
2. Толчки и удары при переключении скоростей.
Причины:
- износ муфт;
- неисправность клапана гидравлического блока;
- повреждение пружины клапана.
3. Нездоровый шум в области дифференциала машины
Причины:
- износ подшипника или шестерёнок;
- некоторые механизмы заклинивают или расшатываются.
Многие проблемы чаще выявляют на стадии разборки трансмиссии. Таким образом поездка в сервис – приоритет для исправного автомобиля.