Fostik29 Был 1 месяц назад
Я езжу на Toyota Corolla <Робот> (до этого — Mitsubishi Lancer)
Котлас, Россия
Сообщение
Всем привет! хочу обсудить пару вопросов по использованию АКПП
Представим, что мы двигаемся в режиме D и подъезжаем к красному свету светофора… можно ли при движении переключить на режим N и катиться накатом?
Следующая ситуация:
Катимся мы накатом в режиме N, загарается зеленый свет светофора… можно ли не останавливаясь переключить на режим D?
Я понимаю что такие манипуляции возможны, но суть вопросов в том не черевато ли это для коробки!
Не стесняемся!делимся опытом! Всем спасибо!
Удачи на сфетофорах)))
Содержание
- 1 Как переключаются передачи в АКПП?
- 2 Правила правильной эксплуатации
- 3 Особенности пользования зимой
- 4 Серийная надежность
- 5 Так ли страшен автомат
- 6 Обозначения (символы) на панели АКПП
- 7 КПП под стать моторам или техническая конкретика
- 8 Типичные проблемы, ремонт или контрактная КПП
- 9 Запуск двигателя с АКПП
- 10 Начало движения и остановка с АКПП
- 11 Виды трансмиссий Mitsubishi Lancer
- 12 Диапазон Р (Park) — парковочный режим.
- 13 Ремонт и обслуживание АКПП
- 14 Диапазон R (Reverse) — режим заднего хода.
- 15 Диапазон D (Drive) — основной режим для движения вперед.
- 16 Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?
- 17 Контрактные АКПП
Как переключаются передачи в АКПП?
Схема переключения скоростей АКПП
Как управлять автоматической коробкой передач:
- Р — означает режим парковка. В данном положении работает тормоз, удерживающий автомобиль при стоянке. Мотор функционирует на холостых и этого достаточно для стоянки на ровном месте.
- R — означает задний ход. Включать можно лишь когда авто стоит, в противном случае коробка может быть выведена со строя.
- N — нейтральная передача. Тут все ясно: обороты от мотора не передаются к ведущим колесам и в случае, если автомобиль не на тормозе, то он запросто покатится. В этом положении так же, как и в положении рычага Р, можно запускать мотор. При движении авто переключение на нейтраль не советуется. Однако, если это все же случилось нужно сбросить газ и лишь тогда, когда упадут обороты, переключите на нужную передачу.
- D — означает движение, то есть положение специально для езды. Это наилучший режим работы мотора авто в обычных условиях.
- S (или же 3) — пониженная передача, предназначена чтобы ездить по дорогам с незначительными подъемами или же спусками.
- L (или 2) — 2-ой диапазон пониженных передач. В этом режиме хорошо ездить в трудных условиях, к примеру, в горах.
Это интересно: Замена троса дроссельной заслонки в автомобиле Mitsubishi Lancer 9
Правила правильной эксплуатации
Автоматическая коробка передач в разрезе
Каждому обладателю авто с автоматом нужно знать как правильно эксплуатировать АКПП:
- Главный совет вождения на автоматической коробке — АКПП исключительно не терпит всевозможные пробуксовки колёс. Данное правило в особенности актуально в зимнее время, когда вокруг много снега или гололед, в это время водить автомобиль нужно аккуратно. Это же правило касается и водителей — гонщиков, которые любят ездить с пробуксовками даже на сухом асфальте. Сегодняшние авто часто оборудуются различными системами антипробуксовки и это очень нужно для АКПП. Но иногда эту систему необходимо отключать (к примеру, когда ваш авто застрял). Абсолютно отключить систему пробуксовки колёс нельзя, однако можно свести её воздействие на минимум.
- При езде на коробке автомат нельзя включать нейтральную передачу без основательных на то причин. Злоупотреблять данным режимом на АКПП нельзя. Этот режим принято считать «сервисным» и нужен чтобы ездить без включения двигателя.
- Не нужно брать на буксир автотранспорта с АКПП прицеп или иной авто. Автомат к этому просто не приспособлен. Безусловно у любой коробки имеется некий резерв прочности и сразу ваша машина не сломается, однако, систематическая езда с большими нагрузками будет бесконечно приближать серьёзную неисправность АКПП. В случае если собираетесь очень часто пользоваться прицепом на авто с коробкой автоматом, выбирайте автомобиль, в котором с самого начала предусмотрен значительный запас прочности. Например, мощный джип. Коробка подобного авто рассчитана на солидный вес непосредственно самого джипа, вследствие этого вес самого прицепа будет иметь незначительное влияние на АКПП.
- Не заводите машину с «толкача». Отдельные водители, естественно, иногда заводят автомобили с автоматической коробкой с толкача, однако это со временем приведет к поломке коробки.
- Автомобиль с АКПП нельзя ни в коем случае буксировать на привязи. Это самое плохое, что может быть сделано для коробки с АКПП. Сопряжено оно с тем, что в коробке во время движения должна непрерывно циркулировать трансмиссионная жидкость. В случае если мотор авто заглушен, то подобающей смазки АКПП не происходит и это безусловно нанесет ей вред. В практическом руководстве по эксплуатации коробки передач указывается, что буксировка возможна на короткие расстояния, до двадцати-пятидесяти километров,на скорости не более 20-30 км/ч. Однако на практике, в случае если СТО находится далее 3-5 км, предпочтительно воспользоваться услугам эвакуатора. Оплата услуг за эвакуатор будет не очень высокой, а вот тяжких последствий для АКПП вполне можно избежать.
Не считая этого, нужно не забывать, что АКПП — исключительно сложное устройство, которое нуждается в своевременном обслуживании и замены трансмиссионной жидкости. Сервис должен проводиться в срок, а в условиях вождения на наших дорогах до его наступления. Если вы учтете все наши рекомендации, то коробка вам будет служить долго и надежно.
Особенности пользования зимой
Парни толкают пробуксовующие авто
Для авто, на которых установлена автоматическая коробка передач, правила пользования в зимнее время очень существенны и в это время водить автомобиль нужно аккуратно. Потому что купив автомобиль с АКПП водитель, как правило, не утруждает себя детальным изучением всех подробностей вождения и специфик эксплуатации автоматической коробки, а напрасно. Первые осложнения, обычно, появляются зимой и неоднократные попытки выбраться из маленького сугроба – лишь цветочки. Предлагаемые нами рекомендации, несомненно, помогут вам осознать, что такое правильная эксплуатация АКПП в зимнее время. Для этого обязательно ознакомтесь с приведенной ниже инструкцией:
- В случае если вам нужно войти в скользкий поворот, старайтесь делать это на пониженной передаче. Перед переключением изначально снизив скорость.
- Зимой перед поездкой нужно прогреть свой авто до рабочей температуры охлаждающей жидкости. В данном случае трансмиссионное масло в автоматической коробке успеет прогреться и приобрести нужную вязкость.
- В случае срочного выезда надлежит прогреть автомобиль хотя бы до 40С, а затем стараться ехать не выше 40 км/час, при этом избегать резких ускорений.
- После того как запустите мотор и прогреете его, 2-3 раза переведите рычаг во все положения, останавливаясь во всех положении на 2-5 сек.
- Машину при этом сдерживайте при помощи тормоза. Далее, погоняйте коробку вашего автомобиля в каком-нибудь из режимов работы.
- Зимой, в том числе если машина хорошо прогрета, первые километры надлежит передвигаться в щадящем режиме.
- Зимой во время вождения часто случается так, что у владельца автомобиля появляется желание завести автомобиль с буксира или же оттянуть буксиром транспорт на ремонт. Все эти действия обязательно приведут к различным неисправностям во время эксплуатация АКПП.
Серийная надежность
Mitsubishi Lancer девятого поколения давно зарекомендовал себя как надежная и неприхотливая машина на каждый день. Сегодня мы говорим про трансмиссии и здесь многих читателей можно разочаровать — по части надежности КПП девятый лансер находится не в лучшем положении, правда касается это исключительно МКПП, с автоматами же всё очень даже хорошо.
Так что если говорить про надежность трансмиссий, то нужно рассматривать определенные модификации машин с соответствующими двигателями и типами КПП. По ходу статьи мы обязательно упомянем этот момент.
Так ли страшен автомат
На самом деле — никак нет, АКПП на девятом лансере считается весьма надежным. Если не брать в расчёт «эксклюзивные» модели, предназначенные для американского рынка или внутреннего рынка Японии. На фото ниже — типичный салон Lancer “Cedia” на вариаторе, предназначенной для внутреннего рынка.
На американки в большинстве своём ставили вариаторные трансмиссии. Не то, чтобы это было очень плохо, но вариаторные КПП производства Mitsubishi-Hyundai имеют большое количество разнообразных «болячек». Не таких критичных конечно же, но способных доставить владельцу массу головной боли и заставить постоянно обращаться в сервисные центры.
В целом, если говорить о самых распространенных версиях Митсубиси Лансер, а именно о моделях, оснащаемых двигателями 1.6 и 2.0, то тут можно твердо заверить читателей, что каких-то особых проблем с автоматом на машинах с этими двигателями не возникает.
Да, всё это применимо только к автомобилям, которые своевременно обслуживались и не испытывали таких перегрузок как частая буксировка тяжелых прицепов или светофорные «гонки». Также ускоренный износ автоматических коробок на вышеперечисленных моделях автомобилей может возникать при частых и длинных пробегах пробегах по шоссе. Это чревато выходом из строя планетарного узла Overdrive, из-за поломки игольчатого подшипника.
В остальном же, при типичном городском использовании, даже с учётом затяжных городских пробок, классические АКПП (не вариаторные версии CVT) зарекомендовали себя очень даже неплохо. С вариаторными же КПП дела обстоят несколько хуже, если говорить проще — то вариаторные трансмиссии на девятых лансерах весьма капризные. Часто из строя выходят подшипники конусов из-за масляного голодания, ещё одной частой проблемой на CVT является поломка корпуса муфты переднего хода (на версиях авто с двигателями 1.3 — 1.5). На лансерах с ДВС большего объема проблемы с обрывом корпуса муфты не наблюдается.
Также вариаторные КПП на лансерах весьма чувствительны к холодам и часто могут «глючить» при суровых морозах.
При бережной эксплуатации и своевременном обслуживании классический автомат на девятом лансере «выхаживает» порядка 250 000км и больше. Капризный же вариатор чуть меньше — 180 000 — 200 000 (на 130 — 150т км часто обрывается ремень и выходят из строя подшипники).
Это интересно: Замена звукового сигнала и его регулировка Mitsubishi Outlander 2007 — 2010, XL
Обозначения (символы) на панели АКПП
Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.
- «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
- «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
- «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
- «D» – «драйв». Режим движения вперед.
- «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
- «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
- «B» – Такой же режим, как и «L».
- «2» – режим движения не выше второй передачи.
- «3» – режим движения не выше третьей передачи.
- «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
- «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
- «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
- «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
- «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
- «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).
При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.
Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.
А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.
КПП под стать моторам или техническая конкретика
Давайте отойдем от данных основанных на статистике и практике и перейдем непосредственно к точным техническим характеристикам. Разберем какие модели механических и автоматических трансмиссий устанавливались на Mitsubishi Lancer 9 в зависимости от моторов. Так как предыдущая глава была о механике, то продолжим с этой же ноты.
Большая часть автомобилей, ездящих по дорогам РФ и СНГ оснащается моторами 1.6, а подавляющее меньшинство составляют машины с двигателями 1.3 и 2.0, всё на «ручке» естественно. Более «эксклюзивные» модели лансеров с моторами 1.5 и 2.4 мы затрагивать не будем, т. к. их на дорогах очень мало и большим спросом они не пользуются.
Если не углубляться в технические тонкости, то можно смело заявить, что механические коробки передач на автомобилях, оснащаемых этими моторами абсолютно одинаковые. Впрочем, их «одинаковость» скорее условное обозначение, т. к. все крепежные корпусные элементы, КПП согласуются между собой без каких-либо проблем. Т.е. Любая механическая КПП от лансера 9 серии F5M согласуется с мотором, причём совершенно не важно какой будет двигатель, 1.3, 1.6 или 2.0.
Но есть и некоторые нюансы, КПП совершенно одинаковые по размерам и крепежным элементам, но передаточные числа ГП у каждой трансмиссии разные.
Сами же передаточные числа в коробке передач для моторов 1.3 и 1.6 одинаковые, на автомобиле с ДВС объемом 2.0 передаточные числа коробки немного другие, кроме того на ней отличается узел 5-ой передачи и форма картера задней части.
Ниже представляем характеристики и модификацию КПП в соответствии с моторами, установленными на лансер 9:
- Lancer IX, комплектация Invite, ДВС — 1.3 (4G13) – модель КПП — A5M41-1-V7B3, передаточное число ГП — 4,333;
- LancerIX, комплектация Invite+ (Instyle), ДВС — 1.6 (4G18) – модель КПП — F5M41-1-R7B5, передаточное число ГП — 4,052;
- LancerIX, комплектация Intense, ДВС — 2.0 (4G13) – модель КПП — F5M42-2-R7B4 , передаточное число ГП — 4,058.
Переходим далее — от механических трансмиссий к автоматическим. Если брать самые распространенные версии автоматов, то это старые-добрые гидротрансформаторные КПП, не такие быстрые как вариаторные, зато весьма надежные и неприхотливые. На фото ниже — тот самый «бублик» гидротрансформаторной КПП лансер 9.
Отличительными особенностями этих КПП от предыдущих разработок Митсубиси являются:
- «умный» режим — сброс передачи из автоматического режима в ручной для работы мотора на более высоких оборотах, для максимально быстрого разгона;
- наличие функции самодиагностики и сигнальной лампы «N», которая расположена на приборной панели (имеется подсветка индикатора в случае неисправности).
Что касается непосредственно моделей КПП, то тут всё также унифицировано между собой, как и на механике. Условно «одинаковые» трансмиссии относятся к серии F4A41/F4A42, разработки Mitsubishi и производства Mitsubishi-Hyundai. На автомобилях, произведенных на территории РФ модель КПП именуется иначе:
- LancerIXс ДВС объёмом 1.6 модель КПП — F4A4A-1-N2Z;
- LancerIXс ДВС объёмом 2.0 модель КПП — F4A4B-1-J5Z.
На более редких Лансерах для стран РФ и СНГ может встречаться полноприводная версия КПП — W4A42, также существует и усиленная версия КПП (R4A51) она же F4A51. В целом разница между КПП не такая уж и существенная, на автомобилях с моторами 1.3 — 1.8 могла устанавливаться АКПП модели F4A41, на машинах с моторами 1.6 (редко), 1.8 — 2.4 устанавливалась версия АКПП с индексом F4A42.
Также существуют и версии автомобилей с вариаторными трансмиссиями (CVT), такие КПП, как правило, устанавливались на «американки» и «японки» с моторами 1.5, 1.6, 1.8. Модель вариатора — F1C1A (W1C1A) производства Jatco. Схема этой КПП ниже.
Типичные проблемы, ремонт или контрактная КПП
Ответить на этот вопрос прямо нельзя, всё зависит от состояния и типа трансмиссии в автомобиле.
Так, владельцам механики с гудящей КПП рекомендовано обращаться в сервис и делать диагностику, т. к. выполнять замену на контракт или делать ремонт узлов КПП необходимо только при значительной выработке на шестернях и синхронизаторах.
Обычно, при хорошем состоянии узлов МКПП и гудящих подшипниках выполняют их замену, т. к. найти качественную контрактную механику не так-то и просто. Если же пробег у КПП большой, то легче выполнить свап КПП на более качественную.
Стоимость контрактной МКПП — варьируется от 15 000 до 25 000р. в зависимости от состояния и модификации трансмиссии.
На автомобилях с классической АКПП обычно проблем не возникает, но только при должном обслуживании. Частыми проблемами на автоматах могут быть:
- поломанные датчики;
- шифт-соленоиды,
- главный соленоид давления,
- поломка узла Overdrive.
Обычно эти автоматы «ходят» большие пробеги без каких-либо проблем, а если обслуживание было хорошим, но износ внутренних элементов достиг критических показателей, то лучше выполнить замену на контрактную АКПП с небольшим пробегом, т. к. ремонт старого автомата будет попросту нецелесообразен.
В остальных же случаях на трансмиссиях с небольшими пробегами необходима диагностика, лишь только после этого можно принимать решение о ремонте или замене на контракт.
Стоимость контрактной АКПП — варьируется от 25 000 до 37 000р. в зависимости от состояния и модификации трансмиссии.
На машинах с вариаторными трансмиссиями всё несколько сложнее, ремонт рекомендован только на «первых стадиях», а именно при возникновении гула КПП в движении. Тут также, как и на механике — виной всему подшипники конусов, они выходят из строя на пробеге 130 000км и выше. Конусы и вариаторная система — на фото ниже.
При первых «симптомах» рекомендовано ехать в сервис и менять их, а заодно и менять ремень вариатора, в этом случае можно сэкономить значительную сумму. Если же затянуть с этим ремонтом, то можно «попасть» на контрактную КПП. Другими же болячками вариатора являются:
- излом корпусов муфт переднего хода из-за повышенных нагрузок — ехать на ремонт;
- обрыв ремня вариатора — как правило, замена КПП на контрактную;
- поломка/сбои в работе датчиков КПП — диагностика, замена датчиков/ремонт КПП.
Стоимость контрактного вариатора — варьируется от 30 000 до 40 000р. в зависимости от состояния и региона приобретения запчасти.
Запуск двигателя с АКПП
Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:
-
В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).
Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).
- В автомобилях с АКПП предусмотрена защита – автоматическая блокировка запуска двигателя при неправильном положении рычага переключения передач. Это значит, что двигатель с АКПП можно завести только при условии, что рычаг переключения передач находится в одном из двух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычаг ПП будет находиться в любом другом положении, предназначенном для движения, будет срабатывать блокировочная защита от неправильного запуска.
Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.
Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».
- После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера рекомендуется подождать несколько секунд, чтобы дать время включиться бензонасосу и подкачать компрессию.
Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).
Начало движения и остановка с АКПП
Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.
Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:
- Вставить ключ в замок зажигания.
- Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).
- Проверить положение рычага переключения передач — он должен находиться в положении «P» – «паркинг».
- Запустить двигатель (при нажатой педали тормоза).
- Также при нажатой педали тормоза переключить рычаг ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).
- Полностью отпустить педаль тормоза, после чего автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с небольшой скоростью — около 5 км/час.
- Для увеличения скорости движения нужно нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете нажимать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.
- Для остановки автомобиля нужно убрать правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.
- Если вы планируете покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычаг переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или пешеходного перехода, то, естественно, рычаг ПП переключать в «паркинг» не нужно. После того, как вы решите опять продолжить движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» для увеличения скорости.
Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».
Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:
- При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
- При движении накатом с горки, с торможением двигателем. Использовать для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не совсем удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.
- Для удобного прохождения поворотов и других маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.
Виды трансмиссий Mitsubishi Lancer
За все время существования линейки Митсубиси Лансер в ней использовались коробки передач такого типа:
- 4-х и 5-ступенчатые МКПП (в настоящее время только 5-ступенчатые);
- 3-ступенчатые АКПП (с 1979 по 1987 гг.);
- 4-ступенчатые АКПП;
- полуавтоматические 4-ступенчатые и 6-ступенчатые;
- бесступенчатые (вариаторы).
INVECS – бренд АКПП с электронным управлением, принадлежащий компании Mitsubishi. Аббревиатура расшифровывается как «интеллектуальная инновационная электронная система управления автомобилем». В моделях Митсубиси Лансер с 2007 года используются 4-ступенчатые АКПП с электронным управлением (роботизированные) типа INVECS-II. Эта линейка коробок передач разработана на базе технологии Типтроник компании Порше.
В коробках INVECS реализован принцип адаптивного управления – АКПП автоматически подстраивается под стиль вождения, поэтому ее еще называют обучаемой. Если водитель ездит спокойно, то и автомат переключает передачи плавно, при агрессивной манере вождения происходит более резкий разгон. Привычный стиль вождения копируется, даже если в конкретный момент водитель жмет на педаль газа в нетипичной для него манере. Системе нужно около 100 км, чтоб адаптироваться к манере вождения, при ее смене она тоже не сразу перестраивается, а первое время реагирует по инерции.
Роботизированная коробка передач обеспечивает интеллектуальное управление автомобилем
По технологии INVECS-II создаются как полностью автоматические, так и полуавтоматические КПП. Принцип работы полуавтоматической коробки сложнее, чем автомата, поскольку в ней два механизма сцепления, каждый отвечает за свой набор передач. Переключение между механизмами и выбор конкретной передачи обеспечивает система электронных компонентов, которая анализирует большой объем данных. Для полуавтомата не нужна педаль сцепления, достигается более быстрое переключение скоростей и экономия топлива. Полуавтоматическими такие трансмиссии называются, поскольку водитель может переключиться на режим ручного управления, как в МКПП. Конструктивные особенности коробок передач полуавтоматического типа обуславливают сложность и дороговизну их ремонта.
Компанией Getrag для Mitsubishi была создана полуавтоматическая роботизированная 6-ступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями TC-SST (код производителя 6DCT470). В версии для Lancer Evolution X доступно 3 режима – нормальный, спортивный и сверхспортивный, а в версии, которая с 2009 г. устанавливается на Ralliart, сверхспортивного режима нет. С помощью подрулевых переключателей можно перейти в режим ручного управления.
Система управления INVECS-III реализована в бесступенчатых коробках передач (CVT). Не все водители понимают, как пользоваться коробкой-вариатором на Митсубиси Лансер, поэтому предпочитают модели с традиционной 4-ступенчатой АКПП. А ведь динамика автомобиля с вариатором лучше, чем со ступенчатым автоматом. Сведены к минимуму потери мощности, экономится топливо, авто даже на крутом подъеме не сбавляет скорости, отсутствуют рывки при переключении. Принципы управления автомобилем с CVT и АКПП сходные: перед началом движения дождаться прогрева масла, не переключаться в режим «нейтраль» при кратковременных остановках. Селектор (рычаг выбора диапазонов) вариатора может иметь больше режимов (спортивный, экономичный). Еще один момент, смущающий водителей: вариатор более «задумчив» и на повышение оборотов двигателя при маневрах реагирует с задержкой.
Диапазон Р (Park) — парковочный режим.
Этот режим выбирается при продолжительной стоянке машины. В таком положении в коробке отключены элементы управления, заблокирован выходной вал, как следствие невозможно движение машины (заблокированы ведущие колеса, блокировка не связана со стояночным тормозом и находится внутри самой коробки). Запуск двигателя в этом режиме разрешен.
Нужно ли использовать на стоянке стояночный тормоз? На ровных участках, при условии исправности, блокировки выходного вала коробки для надежной фиксации вполне предостаточно. При остановке на уклоне желательно воспользоваться стояночным тормозом. В этом случае сначала нужно потянуть ручной тормоз, а уж затем поставить рычаг переключения передач в режим Р. Тем самым вы снимаете дополнительную нагрузку с механизма блокировки выходного вала автоматической коробки переключения передач.
Ремонт и обслуживание АКПП
Ремонт роботизированной коробки-автомата с интеллектуальным управлением сложнее из-за обилия электроники. А вот конструкция вариатора значительно проще, чем ступенчатых коробок с планетарной передачей, меньше движущихся деталей. Но ТО этого узла в профилактических и диагностических целях нужно проводить через 60-100 тыс. км пробега. В России вариаторы пока не получили широкого распространения, и не на каждой СТО проводится их диагностика и ремонт. Любой тип АКПП, в том числе полуавтомат и вариатор, нуждаются в уходе, важнейшим моментом которого является замена масла.
Горелое трансмиссионное масло – беда для АКПП
Замена масла в АКПП
Существует 3 разновидности процедуры замены масла в АКПП:
- промежуточная;
- стандартная;
- полная.
Промежуточная заключается в сливе старого масла и заливании нового без замены масляного фильтра. Осуществлять ее рекомендуется с периодичностью 20-30 тыс. км пробега. Стандартную процедуру со снятием поддона, заменой фильтра рекомендуется проводить каждые 40 тыс. км пробега, но если выполняется промежуточная, этот интервал можно увеличить до 60-90 тыс.
Полная, или непрерывная, замена масла в коробке Митсубиси Лансер 9, 10 и других моделей осуществляется в сервисном центре на стенде. Это замена методом замещения, новое масло закачивается под давлением, одновременно коробка промывается от старого. Расход масла при таком способе в 1,5-2 раза больше, чем при стандартной процедуре, и стоимость услуги в сервисном центре примерно втрое выше. Не рекомендуется прибегать к непрерывной замене, если пробег АКПП превышает 120 тыс. км.
Основная проблема при стандартной замене масла в домашних условиях – старое сливается не полностью. Автомобилисты прибегают к разным ухищрениям для решения этой проблемы. Например, вставляют в разрыв радиатора АКПП две трубки, одну опускают в пустую канистру, другую через отверстие в крышке канистры со свежим маслом вводят в нее почти до дна. В крышке проделывают еще одно отверстие и посредством короткой трубки соединяют полную канистру с воздушным компрессором. Получается кустарный аналог стенда для непрерывной замены масла.
Еще один способ – слив масла при включенном на короткий промежуток времени двигателе – показан на видео.
Причины и симптомы поломок
Первыми на неполадки АКПП реагируют органы чувств водителя – слышны посторонние шумы, ощущаются толчки и вибрация, при ревизии масла заметно, что оно сменило цвет и запах. Для устранения неисправностей коробки передач нужно выявить их причину. По коду системы самодиагностики можно определить, в каком именно узле, датчике, переключателе кроется проблема. А для точной диагностики нужно прозванивать цепи, демонтировать АКПП и проводить дефектовку, выявляя изношенные или поврежденные детали.
Провести самодиагностику или обратиться в СЦ следует в таких ситуациях:
- передачи переключаются с задержкой, переключение сопровождается толчками, рывками;
- работают только некоторые передачи или ни одна не активируется;
- при переключении в положение драйв ощущается сильный удар, а в нейтральном или парковочном слышен шум;
- при ускорении, на высоких оборотах нарастают гул, вой и вибрация;
- автомобиль не может тронуться с места или буксует, ухудшилась динамика;
- масло потемнело, пахнет гарью или вспенивается, на щупе черный налет или пузырьки воздуха;
- на месте стоянки авто видны следы подтекающего масла;
- при снятии поддона АКПП обнаруживается металлическая стружка, обломки пластика или шарики от шарикоподшипника.
В современных АКПП самый уязвимый узел – гидроблок. Тончайшие каналы быстро забиваются, возможен обрыв проводки, а найти его сложно из-за обилия проводков. Износ железа, планетарной передачи характерен для АКПП с солидным пробегом. Одна из причин поломок АКПП – естественный износ. Привычка давить на газ изо всей силы, лихачество, нагрузки, не соответствующие типу автомобиля (на городском авто ездят по пересеченной местности, легковушку используют как буксир), быстрее убивают АКПП.
Первопричина многих проблем – снижение уровня масла из-за износа уплотнительных элементов, протечек. Если масла достаточно, но оно старое, грязное, это тоже вредит коробке. Грязь забивает клапаны гидроблока, разъедает детали. В масле с запахом гари загрязнения наиболее опасные, это частички обуглившихся бумажных накладок фрикционов и клей. Горелое масло для АКПП – все равно, что для человеческого организма тромб в кровеносной системе. Оно запросто может спровоцировать «инсульт», после которого ремонт коробки Митсубиси Лансер малоэффективен.
Диапазон R (Reverse) — режим заднего хода.
Попытка включить режим R во время движения вперед неизбежно приведет к поломке коробки-автомата и прочих трансмиссионных элементов (на автомобилях, в трансмиссиях которых отсутствует соответствующая блокировка, строго противопоказано до полной остановки включать режим R). Также невозможен запуск двигателя если рычаг переключения режимов передач находится в этом положении.
Четырехступенчатые автоматические коробки переключения передач для движения вперед имеют четыре режима: D, 3, 2 и 1 (L). Здесь необходимо отметить, что запуск двигателя невозможен если включен один из перечисленных режимов.
Диапазон D (Drive) — основной режим для движения вперед.
Этот режим производит автоматическое последовательное переключение скоростей (в этом режиме обычно задействованы все передачи за исключением повышающих). Именно этот режим рекомендован при нормальных условиях движения.
Диапазон 3 (Цифра 3 на некоторых типах АКПП) — три первых передачи задействованы во время движения. Этот режим активный, он отлично подходит для городского движения, при отключении зажигания выключается. Особенно при большой скорости работы коробки-автомата экономить топливо не получится, этот режим не допускает того чтобы муфта гидротрансформатора многократно блокировалась-разблокировалась в условиях рваной городской езды(не более 80 км.ч.) , также частично блокируется переключаясь на передачи повышенные. Наиболее подходит для движения когда неизбежны частые остановки и для езды по дорогам насыщенных спусками и подъемами. Торможение двигателем в этом режиме возможно.
Диапазон 2 (Цифра 2 на АКПП) — в этом режиме допустимо движение только на второй и первой передаче. Наиболее подходит для использование в условиях горных извилистых дорог. Запрещено переключение на четвертую и третью передачу.
Диапазон 1 (L или Low) — пониженная передача. В этом режиме разрешено движение лишь на первой передаче. Тяговые возможности двигателя в этом диапазоне реализовываются максимально, так как крутящий момент передаваемый на колеса только на первой передаче максимален. Особенно эффективное торможение двигателем именно в этом режиме. Движение на крутых спусках и подъемах необходимо осуществлять именно на первой передаче.
Overdrive (O/D)
На некоторых автоматических коробках переключения передач устанавливается режим в котором возможно автоматическое переключение на повышенную передачу. Кнопка O/D (Оverdrive) служит для подключения данного режима акпп. Её утопленное положение при включенном режиме (Drive) позволяет переключатся на повышенную передачу. Если отжать эту кнопку, то переключение на последнюю передачу вновь станет невозможным. При помощи индикатора O/D OFF отражается состояние системы управления. Если индикатор горит, то использование режима Overdrive невозможно, в обратном же случае такая возможность есть.
Рекомендуется использовать повышающую передачу преимущественно на магистрали для более экономичного и размеренного движения. Интересно, что некоторые четырехступенчатые АКПП (к примеру, (toyota)aisin 241e) могут отключать 4-ю передачу с передаточным числом 1, которая и овердрайвом-то не является!
Одним из отличий коробки-автомата от механики является невозможность производить торможение двигателем на каждом режиме. В обгонных муфтах, при режимах недопускающих торможение двигателем, трансмиссия проскальзывает и происходит движение автомобиля «накатом». А при выборе водителя положения 1 торможение двигателем задействуется с первой передачей. В первой же передаче в положении D такое торможение невозможно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Какой ресурс у АКПП?
Самая надежная автоматическая коробка передач
Разновидности и типы АКПП
Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?
Как правило, зачастую причиной поломок коробки-автомата неграмотное их обслуживание и использование. После запуска двигателя, дабы автоматическая коробка переключения передач приняла рабочее состояние, прежде чем начать движение необходимо выждать около минуты. Прежде чем начать движение, не нажимая при этом педали управления дроссельной заслонкой, необходимо выжать и удерживать педаль тормоза при этом поставить рукоятку рычага переключения передач в режим D или R. Дождавшись легкого толчка можно начать движение, отпустив педаль тормоза и воздействуя ногой на педаль акселератора. Динамичной езды какое-то время после начала движения стоит избегать, дабы масло во всех узлах и агрегатах достигло своей рабочей температуры. Прежде чем начать движение, для более эффективного прогрева коробки-автомата, рукоять рычага управления переключением передач нужно перемещать в разные положения, на какое-то время задерживаясь в каждом из них. После чего включив один из режимов движения и нажав на тормоз удерживайте машину на месте пару минут, двигатель в это время должен работать в холостом режиме. При низких показателях температуры окружающей среды в положении R начинать движение полностью не прогрев автоматическую коробку переключения передач недопустимо, потому как это (ввиду большой вязкости жидкости в трансмиссии) может вывести из строя планетарный механизм.
АКПП как пользоваться видео
Буксировка автомобиля с АКПП
Неисправный автомобиль буксируется в режиме N, но не стоит забывать о том, что автомобили с АКПП буксировать можно только на относительно небольшие расстояния. Ввиду того, что в неработающем двигателе бездействует и масляный насос, то значительно ухудшается смазка узлов и элементов коробки-автомата. Все перечисленное актуально при транспортировке авто на значительные расстояния. Поэтому при возникшей необходимости транспортировки вашего неисправного транспортного средства имеющего АКПП, делать это нужно при скорости не превышающей 70 км.ч. и на расстояние не более 70 километров. В противном случае идеально будет воспользоваться эвакуатором.
Можно ли буксовать на АКПП?
На автомобиле с коробкой-автоматом забуксовать сложнее, нежели на авто с обычной «механикой». Но если это все же произошло, то «раскачивать» машину переключая коробку передач из положения движения вперед в положение задней передачи и наоборот, просто недопустимо. В таком случае нужно воспользоваться понижающим диапазоном, он исключает переключения на высшие передачи, и в этом режиме стараться преодолеть грязевой участок пользуясь тормозом как сцеплением. Почти таким же образом (не перегазовывая и подыгрывая тормозом) совершают маневры в ограниченном пространстве.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу?
Переключение режимов движения на ходу разрешается, но не во все положения. Так, к примеру, режимы P и R включать при движении вперед недопустимо. Включение этих режимов производится при условии полной остановки автомобиля. Пренебрежение этим правилом неизбежно приведет к серьезной неисправности коробки-автомата. Также нежелательно во время движения ставить рычаг переключения передач в режим N, потому как в этом режиме отключается связь двигателя с колесами и в случае резкого торможения может привести к заносу машины. В любой другой режим АКПП можно переводить в движении. В некоторых случаях это делать даже необходимо. Так, к примеру, переключение из режима 3 в режим 2 повышает эффективность торможения двигателем.
Контрактные АКПП
Что же делать, если АКПП ремонту не подлежит или выполнять его нерентабельно? Можно купить новую, но на это редко кто решается. Ведь АКПП – один из самых дорогих узлов, и цена новой коробки на Митсубиси Лансер может составить до 30 % рыночной стоимости самого автомобиля с пробегом. Еще один вариант – восстановленный узел. За рубежом такое решение достаточно популярно, но там восстановлением занимаются на заводах. В России АКПП часто восстанавливают кустарным методом, с использованием б/у деталей, но они недостаточно надежны.
Восстановленная АКПП может оказаться «котом в мешке», контрактные узлы заслуживают доверия в большей мере
Б/у АКПП, снятые с авто с пробегом, как и восстановленные мастером сомнительной квалификации, называют «котом в мешке». Ведь по внешнему виду узла определить состояние его внутренних блоков и деталей невозможно. Хотя есть ряд признаков, указывающих на то, что с б/у АКПП лучше не связываться:
- запах горелого масла;
- вмятины, следы ударов на корпусе;
- повреждения или сильный износ входного вала наноса;
- следы ржавчины на металле.
Состояние АКПП зависит не только от пробега, но и от условий эксплуатации. Контрактные АКПП Mitsubishi Lancer с разборок Японии заслуживают доверия: их своевременно обслуживали, меняли масло и расходники, не перегружали. Коробки передач Митсубиси, выпущенные еще до 1995 г., вообще считаются вечными. Случаи, когда при утилизации с автомобиля снимали АКПП в отличном состоянии, были скорее правилом, чем исключением. Современные автоматы не столь долговечны, но контрактный узел из Японии может дать фору восстановленному в России.
При покупке контрактной АКПП нужно требовать документы, подтверждающие происхождение узла, и гарантию на определенный пробег после установки. Компания JapZap поставляет АКПП и другие контрактные запчасти напрямую с разборок Японии, так что покупателю не придется переплачивать посредникам. Специалисты компании проверяют работоспособность узлов и выдают гарантию при продаже. Автомобилисты, которые самостоятельно забирают покупку со склада в Москве, могут тут же обратиться в сервис, где мастера заменят АКПП.