В данной статье рассмотримвсем известный и давно полюбившийся автомобиль — Шевроле Нива: тюнинг внутренний и внешний, поговорим о его цене и об отзывах автолюбителей-владельцев. Изменение качественных характеристик и внешнего вида автомобиля сегодня приобретает все большую популярность. Запчасти для тюнинга «Шевроле Нива» представлены на рынке в большом объеме, поэтому каждый обладатель вышеуказанного автомобиля может усовершенствовать свой внедорожник, как внешне, так и внутренне. Однако если внешний «обвес» произвести проще простого, то вот с «внутренностями» кроссовера дела обстоят гораздо сложнее.
Содержание
- 1 Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
- 2 Несколько слов о штатном моторе
- 3 Причины выхода из строя прокладки ГБЦ
- 4 Chevrolet Niva 2007, двигатель бензиновый 1.л., 80 л. с., полный привод, механическая коробка передач — своими руками
- 5 Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ
- 6 Независимый ремонт зазора ступичных подшипников
- 7 Что ещё можно сделать для улучшения?
- 8 Советы по улучшению «родного» движка
Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
Свою родословную двигатель Chevrolet Niva ведет от двигателя ВАЗ 21213 объемом 1,7 л. Он имеет такой же диаметр цилиндров – 82 мм и ход поршня 80 мм. Отличия заключаются в конструкции ГБЦ (головки блока цилиндров). Появились гидрокомпенсаторы и однорядная цепь с гидронатяжителем. Сама ГБЦ отлита из алюминиевого сплава и предназначена для крепления газораспределительного механизма, клапанов, свечей и формировании оптимальной камеры сгорания в цилиндрах. Такая головка получила индекс 21214, она выпускается с 2003 года.
Важно! ГБЦ, распредвал, механизм натяжителя в моторах ВАЗ 21214 отличаются от модификаций 21213 и 2121 и не взаимозаменяемы.
Прокладка между головкой и блоком двигателя выполняет следующие функции:
- уплотнение каналов охлаждения двигателя;
- герметизация масляного канала подачи в головку блока;
- создание в камерах сгорания оптимального давления газов и препятствие их выходу в блок.
Чтобы обеспечить надежность соединения, прокладка ГБЦ выполняется композитной с металлической основой или цельнометаллчиеской. Привалочные плоскости должны быть ровными, без царапин и раковин, допускается кривизна поверхности не более 0,1 мм.
Несколько слов о штатном моторе
Модернизированный мотор получил индекс 2123, его поменяли только из-за моторного отсека, а так всё осталось от старого двигателя и легко взаимозаменяются с 21214. Его производство началось в 1994 году, блок изготовлен из чугуна. В головке по два клапана на цилиндр, поршня установили диаметром 82 мм, а их ход остался прежним и равен 80 мм. Увеличенный диаметр поршня позволил поднять, правда незначительно, его мощность, она стала равной 81 л.с, при степени сжатия примерно 9,4.
При работе на оборотах равными примерно 3.000 в минуту, получают максимально возможный крутящий момент в 125 НхМ. Топливо, рекомендованное заводом, это бензин марки АИ 93, но аппетит его является несколько прожорливым, составляет от 10 до 12 литров на 100 км. пробега. Масса его равняется 117 кг. Конструкция предусматривает верхнее расположение распределительного вала и цепной привод ГРМ.
В новой Ниве изменили, способ установки блока в моторный отсек, а также расположение и крепление навесного оборудования. Как достоинство можно отметить установку гидрокомпенсаторов для клапанов и натяжителя цепи. Как недостатки отмечают шумность и небольшую вибрацию двигателя. Производители заявляют его ресурс равный примерно 80.000 км. пробега, но практически она гораздо выше и может достигать до 200 тысяч.
Причины выхода из строя прокладки ГБЦ
Трещина или прогар прокладки достаточно распространенное явление на Нива Шевроле. Автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, двигатель на бездорожье работает на повышенных оборотах или с плохим охлаждением. Температура в камерах сгорания достигает 1000°C, поэтому появление малейшей трещины приводит к скорому прогару прокладки в этом месте.
Поврежденный узел легко вычислить по следующим симптомам:
- белый пар из выхлопной трубы машины (тосол попадает в цилиндры);
- падение уровня ОЖ в расширительном бачке;
- бурление тосола в расширительном бачке;
- появление эмульсии на масляном щупе и узлах ГРМ под клапанной крышкой;
- повышение уровня масла из-за попадания тосола в картер;
- подтеки масла из-под прокладки снаружи двигателя;
- двигатель начинает троить и работать с перебоями;
- низкая компрессия в цилиндрах.
Внимание! Главная причина прогара прокладки ГБЦ – это сильный перегрев двигателя, который приводит к искривлению легкосплавной головки блока и образованию щелей между блоком цилиндров.
Завод изготовитель не регламентирует замену прокладки на Шевроле Нива. Она рассчитана на весь срок службы мотора – 125 тыс. км. Эта деталь одноразовая и заменяется новой при каждом снятии головки блока. Демонтаж головки двигателя может понадобиться для ремонта клапанов и их седел, замене поршней, поршневых колец.
Chevrolet Niva 2007, двигатель бензиновый 1.л., 80 л. с., полный привод, механическая коробка передач — своими руками
Ульяновск
Chevrolet Niva, 2008
242 000 ₽
Волгоград
Chevrolet Niva, 2013
419 000 ₽
Кемерово
Chevrolet Niva, 2010
280 000 ₽
Братск
Chevrolet Niva, 2014
390 000 ₽
Посмотреть больше машин на Дроме
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Войти Зарегистрироваться
Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ
Особенности конструкции автомобиля Нива Шевроле позволяют снять ГБЦ без хорошего доступа снизу. Тем не менее, наличие смотровой ямы или подъемника существенно облегчает доступ к некоторым гайкам и сливному крану ОЖ. Снимать двигатель не потребуется, но пространство под капотом желательно освободить от мешающих шлангов и проводов.
Для ремонта понадобятся следующие инструменты:
- набор ключей и торцевых головок;
- мощный вороток, трещотки, удлинители;
- молоток;
- плоская отвертка;
- головка или специальный ключ на 38 для проворачивания коленчатого вала;
- динамометрический ключ;
- ключ для тормозных трубок (подходит для масляной магистрали).
Совет. Кроме стандартных инструментов может пригодиться проволока для крепления снятых деталей, ветошь, уайт-спирит или растворитель для очистки поверхностей.
Условно все работы по замене прокладки ГБЦ на Ниве можно разделить на 2 этапа: снятие всего навесного оборудования и всех электрических датчиков с головки блока, снятие механизма ГРМ и крепления головки к блоку цилиндров.
Порядок действий при снятии ГБЦ Шеви Нива
Алгоритм работ следующий:
- Сливаем антифриз из радиатора охлаждения и блока двигателя. Для этого на блоке выкручивают заглушку ключом на 13. Масло в этом случае сливать с картера не нужно. С аккумулятора снимаем клемму. КПП переводим в нейтральное положение.
- Пока ОЖ сливается, начинаем разбирать двигатель со стороны капота. Откручиваем дроссельную заслонку, убираем трос газа, снимаем провода со свечей, отсоединяем электрические разъемы форсунок, ДПДЗ, РХХ, датчика давления масла и температуры ОЖ.
- Теперь можно отсоединить все шланги системы охлаждения, идущие на термостат, радиатор отопителя и подогрев дроссельного узла. С впускного коллектора снимают шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Моторный жгут проводов и все снятые шланги отводим в сторону, при необходимости закрепляем.
- Откручиваем защитный экран выпускного коллектора, ослабляем 4 гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору. Для удобства дальнейших действий приемную трубу можно снять с нижних креплений и полностью опустить под автомобиль.
- На Шеви Ниве с ГУРом нам будет мешать кронштейн крепления насоса. Полностью его убирать не обязательно – достаточно открутить болты крепления и аккуратно подвесить на проволоку.
- Теперь можно приступать к вскрытию двигателя. Снимаем клапанную крышку. Откручиваем специальным ключом масляную магистраль к гидрокомпенсаторам и натяжителю цепи.
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ до совмещения меток путем проворачивания коленвала. Ослабляем натяжитель цепи и откручиваем верхнюю звездочку. Сразу фиксируем ее в этом положении проволокой, чтобы исключить перескакивание цепи и нарушение фаз.
- Откручиваем 10 гаек крепления корпуса распределительного вала с подшипниками. Отворачивать нужно равномерно по всему периметру (согласно порядку затяжки в инструкции). Снимаем узел с двигателя.
- Теперь открыт доступ к 10 болтам крепления ГБЦ. Срывать их нужно воротком, начиная с середины и передвигаясь к крайним болтам. Болты извлекаются со своих мест и проверяются на состояние резьбы и возможное удлинение (не более 117 мм).
- Аккуратно постукивая и поддевая снизу отверткой, сдергивают ГБЦ со своего места. После чего можно снимать ее с двигателя вместе с коллекторами. Масса этого узла позволяет выполнить операцию самостоятельно.
Совет. Болты крепления распредвала и головки двигателя затянуты достаточно большим моментом, чтобы избежать их случайного повреждения, необходимо пользоваться только торцевыми головками. Посадка на шляпку болта должна быть плотной без люфтов.
После извлечения старой прокладки оцениваются возможные повреждения и износ поверхностей. Если ремонт не требуется, клапана не имеют нагара, а все размеры находятся в допуске, то можно сразу приступать к замене прокладки ГБЦ и сборке двигателя.
Это интересно: Снятие механизма привода выключения сцепления Chevrolet Niva
Независимый ремонт зазора ступичных подшипников
Если во время движения вы ощущаете или вибрация присутствует на рулевой колонке, то скорей всего увеличился зазор на передних колёсах в подшипниках самой ступицы, по этому их ресурс сократится, а шины начнут неравномерно изнашиваться. А если зазор и вовсе будет отсутствовать, то ступица будет туго вращаться что также приведет к снижению ресурса, поэтому его зазор должен быть больше ноль пятнадцати м.л. Регулировка передних подшипников осуществляется при помощи баллонного ключа, ключа на двадцать сем и молотка.
- Колесо, которое находится в подвешенном состояние следует покачать, если люфт присутствует необходимо отрегулировать зазор. После этого нажмите на педаль тормоза, и покачайте колесо, если люфта нет значит зазор имеется в подшипниках.
- Необходимо демонтировать декоративный колпак и открутить у ступицы контргайку, и чтобы она не провернулась удерживайте ее воротком. Во время ремонта ходовой во время регулировки ступицы желательно установить новые ступичные гайки, так как даже после регулировки велика вероятность того что старые займут прежнее место, что не позволит законтрить их как следует. Если такой возможности нет, то можно взять гайку с Другова автомобиля.
- Затем нужно такрутить гайку ступицы так чтобы крутящий момент был 19.6 Н·м. проворачивая ступицу несколько раз, на девяносто градусов в двух направлениях, тем самым произойдет само установка подшипника. После этого ослабляем гайку регулировочную и затягиваем ее на 6,8 Н·м. проделав все это просто отворачиваем гайку на двадцать пять градусов.
- После того как все сделано меняем буртик гайки, на цапе внешнего шарнира привода.
- После того как регулировка произведена проверти как вращаются колеса, если они вращаются легко значит все хорошо. Конечную проверку можно произвести лишь после того как проедите несколько километров без торможения, оценив, как нагревается ступица.
А еще интересно: Лифт подвески на ниве самостоятельно
Что ещё можно сделать для улучшения?
Производить чипование атмосферного двигателя специалисты не рекомендуют. Ещё увеличить мощность двигателя можно, если попробовать увеличить ход поршней. Этого можно достичь, если установить другой коленчатый вал, у которого ход составляет 84 мм, подойдёт от ВАЗ 2130
. Поршень диаметром 82 мм., но поршневой палец должен быть смещён на 2 мм. После этого рабочий объём станет уже равным 1,8 литра.
В дальнейшем, если расточить блок до 84 мм. при прежнем коленчатом валу, объём станет уже 1,9 литра. Но и это ещё не всё, в дальнейшем можно увеличить наполняемость рабочих цилиндров. Этого добиваются расточкой и установкой клапанов с увеличенным диаметром их тарелок. Такая операция довольно сложная и требующая специального оборудования. Также желательно использовать облегчённые шатуны и тогда можно иметь на выходе уже около 100 лошадок.
Советы по улучшению «родного» движка
Кроме вышеперечисленных изменений, можно попробовать использовать облегчённые клапана и направляющие втулки для них. Это позволит уменьшить сопротивление всасываемому потоку рабочей смеси в цилиндры, улучшение наполняемости увеличивает мощностные показатели двигателя. Можно порекомендовать заняться облегчением массы маховика (см. статью «Плюсы и минусы облегченного маховика»). В нём имеются зоны, в которых можно снять излишки металла. Уменьшение его инерционной массы даёт экономию мощности на преодоление момента инерции двигателя.
Также улучшить характеристики мотора можно установкой тюнингового распределительного вала и разрезной шестерни в приводе ГРМ. Улучшению наполняемости рабочих цилиндров топливовоздушной смесью поможет установка воздушного, так называемого, фильтра нулевого сопротивления. Чтобы улучшить отвод отработанных газов, применяют прямоточные системы выхлопа. Встречаются тюнинговые «движки» с карбюраторами Солекс, у которых увеличены проходные сечения диффузоров первичной и вторичной камер. Также желательно заменить систему зажигания более современной, электронной бесконтактной.