Электрические схемы (сервисное руководство)
GM, Лачетти, Руководство по ремонту Лачетти, Шевроле, Электрические схемы, Электрооборудование
Схема цепи обогрева стекла и наружных зеркал заднего вида автомобиля Шевроле Лачетти
Содержание
- 1 Возможные причины
- 2 Что влияет на безопасность движения?
- 3 Назначение и конструкция
- 4 Chevrolet Lacetti 5D 2011, двигатель бензиновый 1.л., 94 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
- 5 Неисправности
- 6 Способы восстановлены токопроводящих полос
- 7 Ремкомплекты и средства для восстановления нитей
- 8 Особенности устройства подогревателя зеркал
- 9 Подогреватели сидений
- 10 СЕДАН, ХЭТЧБЭК
- 11 УНИВЕРСАЛ
- 12 Проверяем нити накала обогрева стекла
Возможные причины
Прежде чем, начать рассматривать вопрос, многие автомобилисты на форумах пишут, что вся проблема в плате, которая контролирует кондиционер, а заодно и включение/выключения обогрева заднего стекла. Но, есть более ранние версии автомобиля, на которых «кондера» и в помине не было.
Перед тем, как начинать определять причины, стоит рассмотреть конструктивные особенности узла системы обогрева заднего стекла Шевроле Лачетти. Так, кнопка привязана к плате управления кондиционером, но имеет свои отдельные дорожки. В зависимости от модификации, стоит понимать, стоит ли резистор или нет. Это связано с вариацией кузова, а также годом выпуска. На более ранних моделях, пуск подогрева стекла идет напрямую, поскольку отсутствует кондиционер.
Итак, для начала стоит понять есть ли на автомобиле кондиционер или нет, от этого будет зависеть, как идет подключение, а потом уже начинать искать причины неисправности. Рассмотрим, все варианты и где необходимо искать проблему:
- Кнопка включения.
- Контролирующая плата.
- Проводка.
- Панель обогрева.
- Предохранитель.
- ЭБУ.
Теперь, когда все причины определены, стоит начать исправлять неисправность.
Это интересно: Ремонт коробки переключения передач Chevrolet Niva
Что влияет на безопасность движения?
Практически все системы обогрева относятся к электроприборам и особой надежностью они не отличаются. Но если не работает, подогрев сидений или руля, то такие неисправности влияют лишь на комфортабельность, и без них вполне можно обойтись.
А вот отсутствие обогрева заднего стекла и боковых зеркал может стать серьезной проблемой, поскольку в этом случае уже оказывается негативное влияние на безопасность движения.
С заледеневшими задним стеклом и боковыми зеркалами водитель полностью лишается обзорности происходящего позади автомобиля, а в таких условиях и до ДТП недалеко.
Также любое движение задним ходом без нормального обзора сзади – малоприятная, а зимой и опасная процедура, поскольку для оценки ситуации водителю нужно высовываться в окно и в этой не очень удобной позе контролировать движение.
Назначение и конструкция
О назначении обогревателя заднего стекла можно судить уже по самому названию системы – путем нагрева он борется с конденсатом, оседающим на поверхность, причиной появления которого является разница температур в салоне и на улице.
В осенне-весенний период этот конденсат становиться причиной «запотевания» (образуется водная пленка, сильно ограничивающая обзорность), а зимой он превращается в наледь и иней, через которые вообще невозможно рассмотреть, что происходит сзади.
Что касается боковых зеркал, то они располагаются снаружи и «запотевать» или замерзать вроде не должны, поскольку перепад температур, как таковой – отсутствует. Зато есть иные причины, по которым на поверхности зеркала образуется водная пленка и иней, снижающие обзорность.
Конструкция любого обогревателя очень проста, и на всех авто они строятся по одному принципу. Если рассматривать только заднее стекло, то система его подогрева включает:
- Токопроводящие нити и шины, наносимые на прозрачную поверхность (с внутренней стороны);
- Провода питания подогревателя (запитка осуществляется от бортовой сети);
- Защитные элементы (реле, предохранитель);
- Органы управления (клавиша включения с сигнальным диодом, устанавливаемая на передней панели).
Основным рабочим элементом в этой цепи являются нити, проходящие по поверхности. Они обладают достаточно большим сопротивлением, что обеспечивает их нагрев при прохождении по ним электрического тока.
Нити соединяются с шинами, уложенными по краям стекла, вместе с ними они образуют решетку, соответствующую по размерам нагреваемой площади. Одна из шин подключается к цепи питания, а вторая – соединяется с «массой».
Chevrolet Lacetti 5D 2011, двигатель бензиновый 1.л., 94 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
Ялта
Chevrolet Lacetti, 2006
255 000 ₽
Екатеринбург
Chevrolet Lacetti, 2005
249 000 ₽
Санкт-Петербург
Chevrolet Lacetti, 2011
325 000 ₽
Курган
Chevrolet Lacetti, 2010
300 000 ₽
Посмотреть больше машин на Дроме
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Войти Зарегистрироваться
Неисправности
Несмотря на конструктивную простоту схемы обогрева заднего стекла, ломается она достаточно часто. Самой распространенной неисправностью системы считается перегорание предохранителя.
Но есть еще ряд поломок, которые могут произойти с устройством:
- Повреждение токопроводящих нитей;
- Окисление контактов;
- Обрыв проводки питания;
- Перегорание реле.
Одни из указанных неисправностей приводят к полному отказу работы системы, другие – к снижению ее эффективности или неравномерному прогреву поверхности (на ней остаются не оттаявшие участки).
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Утечка тока в автомобилях, что это такое, как замерить
Элементы цепи
Перегорание предохранителя часто встречающаяся поломка потому, что система при работе потребляет большое количество энергии. Работа обогрева стекла под большой нагрузкой и приводит к тому, что защитный элемент выходит из строя.
Также из строя нередко выходит реле, через которое происходит питание нитей.
Токопроводящие нити
Вторая распространенная проблема – повреждение нитей. Толщина токопроводящей дорожки незначительна и ее очень легко оборвать. Чаще всего нити повреждают сами водители.
Наледь образуется со стороны салона и многие, стараясь побыстрее от нее избавиться, не дожидаясь, когда это сделает обогреватель, удаляют ее ручным способом – с помощью скребков. Но даже самый мягкий скребок легко может повредить токопроводящие дорожки.
При этом система в целом остается работающей, но оборванная нить разогреваться не будет, и на стекле появятся не отогретые участки, снижающие обзорность.
Одна оборванная нить особо не повлияет на обзор, а вот несколько поврежденных дорожек могут серьезно затруднить водителю оценивать происходящие позади машины.
У автовладельца есть возможность восстановить поврежденные нити, но эта процедура осложняется тем, что не всегда удается визуально обнаружить место обрыва, а это необходимо для выполнения ремонтных работ.
Но в этом помогают электрические измерительные приборы – вольтметры, омметры или же мультиметры.
К примеру, при наличии вольтметра технология диагностики такова:
- «минусовой» щуп прибора подсоединяем к «массе», а «плюсовой» обматываем фольгой (чтобы в процессе проверки острым концом щупа дополнительно не нанести нитям повреждения);
- Запускаем двигатель и включаем обогреватель стекла;
- «плюсовым» щупом проводим по нити, которая не греется и смотрим на показания прибора.
Стандартным в нитях является напряжение в 5 В, именно такое значение должен показать вольтметр при касании «плюсового» щупа к дорожке. В месте же обрыва обязательно произойдет скачок напряжения, после чего останется только пометить участок с повреждением.
Примерно по такой же технологии осуществляется и проверка нитей с помощью омметра, с той лишь разницей, что, обрыв определяется по скачку сопротивления.
Иные проблемы
Остальные неисправности обогрева заднего стекла – обрывы проводки, окисления проводов и поломка реле определяются и устраняются теми же способами, что и иных электроприборов – прозвонкой проводов, заменой деталей на заведомо исправные элементы, зачисткой контактов и пр.
Это интересно: Проверка уровня и доливка тормозной жидкости в бачок гидроприводов тормозной системы Chevrolet Cruze J300 (2008 — 2016) Бензин
Способы восстановлены токопроводящих полос
Из всех неисправностей самой неприятной является обрыв токопроводящих нитей. В этом случае вроде и система остается рабочей, но функционирует она неполноценно.
Сложность доставляет тот факт, что полосы, закрепленные на заденем стекле, замене не подлежат, и установить новые не получиться, но вполне можно их восстановить. Ремонт токопроводящих нитей – операция несложная и под силу любому автолюбителю.
Для восстановления полос используется ряд методов.
Токопроводящие пасты, лаки, краски
В магазинах автоаксессуаров можно приобрести ремкомплекты для восстановления токопроводящих полос обогрева стекол, основной составляющей которых и являются указанные лаки и пасты.
Суть ремонта с их помощью очень проста: по бокам поврежденной полосы наклеивается скотч (так, чтобы незакрытой осталась только нить), место обрыва зачищается и обезжиривается.
После этого остается только нанести пасту или лак, дать время на высыхание (обычно – 24 часа), удалить скотч и проверить работоспособность отопителя.
Металлический порошок, лак, клей
Использование стального металлического порошка и связующего вещества – лака или клея. Этот метод хорош тем, что все компоненты найдутся под рукой и покупать ничего не нужно.
Технология ремонта такова: с наружной стороны стекла в месте разрыва закрепляем магнит, а место разрыва по бокам оклеиваем скотчем.
Напильником из любой металлической детали натираем порошок, который прикладываем к месту разрыва (магнит будет его удерживать), далее промазываем его лаком или клеем, после высыхания удаляем скотч.
Суть метода сводится к тому, что металлический порошок, удерживаемый магнитом, соединит между собой полосы системы обогрева, устранив разрыв, а лаком или клеем просто фиксируем полученный мостик.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Замена ремня ГРМ на Hyundai Accent своими руками
Применение стружки из цветных металлов
Применение стружки из цветных металлов (медь, латунь) и связующего веществ. Этот метод отличается высокой скоростью ремонта и простотой выполнения.
Технология проведения такая: место разрыва оклеиваем скотчем. Компоненты – стружку и клей (лак) смешиваем в равномерной пропорции. Перед нанесением необходимо включить подогрев.
А далее кисточкой просто наносим смесь, при этом ток, проходящий по полосе, обеспечит быстрое высыхание нанесенного слоя.
Все указанные способы позволяют одинаково хорошо восстановить работоспособность обогрева заднего стекла.
Ремкомплекты и средства для восстановления нитей
При ремонтных работах рекомендуется использовать предназначенные для этого ремкомплекты, тем более, что стоят они не особо дорого, а в их комплектацию входит все необходимое.
К примеру, популярный набор для ремонта токопроводящих нитей системы обогрева стекол PERMATEX PER-09117 состоит из:
- Обезжиривающей салфетки;
- Наждачной бумаги для зачистки нитей;
- Клея-компаунда;
- Активатора;
- Токопроводящего клея;
- Самоклеящегося шаблона.
Но помимо ремкомплектов можно приобрести также и просто токопроводящие клеи или пасты.
В целом, выбор средств для ремонта обогрева заднего стекла очень обширен и позволяет найти подходящий вариант для любого автовладельца.
Ниже приведен лишь незначительный список клеев и наборов для таких работ:
- Набор PERMATEX PER-21351;
- Клей для ремонта нитей «Контактол»;
- Клей токопроводящий «Астрохим»;
- Клей «Matrix»;
- Токопроводящая краска «Pro Glass»;
- Клей «AVS Crystal».
И таких средств существует множество. Но при этом важно понимать, что сильно дешевые клеи и лаки далеко не всегда являются качественными и позволяют нормально устранить обрывы.
Особенности устройства подогревателя зеркал
Обогрев боковых зеркал заднего вида – еще одна система, влияющая на безопасность движения, хотя и не в такой значительной степени, как аналог для заднего стекла. Поэтому он пока считается опциональным оборудование, которое встречается далеко не на всех авто.
Отметим, что это не отдельная система, а дополнительная. По сути, она состоит только из токопроводящих полосок, нанесенных на специальную подложку, которая закрепляется с внутренней стороны зеркала.
Подключается подсистема к цепи питания обогрева стекла и включаются в работу они совместно.
Наличие подогревателя зеркал несколько облегчает выявление причины неисправности. Все очень просто – если одновременно не работают оба устройства – поломку следует искать в предохранителях, реле и клавише управления.
А вот когда не работает только один из подогревателей – проверяется проводка к ним и места ее соединения и токопроводящие полоски.
Подогреватели сидений
Подогрев сидений – еще одна система, которая встречается на автомобилях все чаще. Она хотя и является полностью отдельной, но построена по тому же принципу, что и обогрев заднего стекла.
Поэтому и причины у них аналогичны:
- Повреждение токопроводящих полос (уложенных в сиденье);
- Обрыв проводки;
- Перегорание предохранителя;
- Неисправность клавиши управления;
- Перегорание реле.
А поскольку общий принцип построения подогревателей одинаковый, то и способы ремонта – аналогичны. Важно только узнать, где расположены компоненты цепи, и как проходит проводка.
СЕДАН, ХЭТЧБЭК
Перевод обозначений на схемах >>>
Как читать электрические схемы >>>
а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ
№ РАЗЪЁМА (№ И ЦВЕТ КОНТАКТА) |
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВ | ПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА |
С101 (контакт 21, белый) | Кузов — блок предохранителей в моторном отсеке | Блок предохранителей в моторном отсеке |
С102 (контакт 11, белый) | Кузов — блок предохранителей в моторном отсеке | Блок предохранителей в моторном отсеке |
С201 (контакт 76, черный) | Приборная панель — блок предохранителей на приборной панели | Блок предохранителей на приборной панели |
С202 (контакт 89, белый) | Приборная панель — кузов | Левая часть пространства для ног водителя |
С208 (контакт 15, белый) | Приборная панель — автоматическое регулирование температуры | За вещевым ящиком |
С209 (контакт 20, черный) | Автоматическое регулирование температуры — дополнительное автоматическое регулирование температуры | Между сердцевиной обогревателя и сердцевиной испарителя |
С404 (контакт 8, белый) | Удл. задней двери — кузов | Внутренняя сторона левой задней стойки |
С405 (контакт 8(10), белый) | Удл. задней двери — задняя дверь | С левой стороны рядом с двигателем заднего стеклоочистителя |
С406 (контакт 6, белый) | Удл. задней двери — задняя дверь | С левой стороны рядом с двигателем заднего стеклоочистителя |
С351 (контакт 33, серый) | Кузов — передняя левая дверь | Под передней стойкой со стороны водителя |
С361 (контакт 33, серый) | Кузов — передняя правая дверь | Под передней стойкой со стороны переднего пассажира |
S302 (коричн.) | Кузов | Левая часть пространства для ног водителя |
G204 | Кузов | Левая нижняя часть пространства для ног водителя |
G301 | Кузов | Под панелью пола кузова при поперечине со стороны переднего пассажира |
G402 | Удл. задней двери | Внутренняя сторона задней стойки со стороны водителя |
б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА
в. РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМОВ И СОЕДИНЕНИЙ МАССЫ
-
Ж/П ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ
-
Ж/П ДВЕРЬ ВОДИТЕЛЯ
г. КОНТАКТНАЯ КОЛОДКА
S302 (СЕДАН)
S302 (ХЭТЧБЭК)
УНИВЕРСАЛ
а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ
№ РАЗЪЁМА (№ И ЦВЕТ КОНТАКТА) |
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВ | ПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА |
С101 (контакт 21, белый) | Кузов — блок предохранителей в моторном отсеке | Блок предохранителей в моторном отсеке |
С102 (контакт 11, белый) | Кузов — блок предохранителей в моторном отсеке | Блок предохранителей в моторном отсеке |
С201 (контакт 76, черный) | Приборная панель — блок предохранителей на приборной панели | Блок предохранителей на приборной панели |
С202 (контакт 89, белый) | Приборная панель — кузов | Левая часть пространства для ног водителя |
С208 (контакт 15, белый) | Приборная панель — автоматическое регулирование температуры | За вещевым ящиком |
С209 (контакт 20, черный) | Автоматическое регулирование температуры — дополнительное автоматическое регулирование температуры | Между сердцевиной обогревателя и сердцевиной испарителя |
С351 (контакт 33, серый) | Кузов — передняя левая дверь | Под передней стойкой со стороны водителя |
С361 (контакт 33, серый) | Кузов — передняя правая дверь | Под передней стойкой со стороны переднего пассажира |
С403 (контакт 4, белый) | Удл. задней двери — кузов | Внутренняя сторона левой задней стойки |
С406 (контакт 4, белый) | Удл. задней двери — задняя дверь | С левой стороны рядом с двигателем заднего стеклоочистителя |
S302 (коричн.) | Кузов | Левая часть пространства для ног водителя |
G204 | Кузов | Левая нижняя часть пространства для ног водителя |
G301 | Кузов | Под панелью пола кузова при поперечине со стороны переднего пассажира |
G304 | Кузов | Под левым задним комбинированным фонарем |
б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА
в. РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМОВ И СОЕДИНЕНИЙ МАССЫ
-
Ж/П ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ
-
Ж/П ДВЕРЬ ВОДИТЕЛЯ
г. КОНТАКТНАЯ КОЛОДКА
S302 (УНИВЕРСАЛ)
Проверяем нити накала обогрева стекла
Схема проверки нитей накала обогревателя
В случае, когда после детальной проверки мы не обнаружили неприятностей в проводке, приступаем к проверке и ремонту самого нагревательного элемента.
- Запускаем двигатель и включаем обогреватель.
- Последовательно измеряем напряжение ка каждой из токопроводящих полос, установив один щуп мультиметра на массу, а второй на полосу на разном удалении от центра стекла.
- Если напряжение на полосе одинаково в любой ее точке, независимо от удаления от плюсовой шины, проверяем контакт минусовой шины с массой (кузовом) автомобиля.
- При исправном нагревательном элементе напряжение должно падать по мере удаления щупа мультиметра от положительной шины обогревателя.
- Резкое отсутствие напряжения на полосе скажет об обрыве токопроводящего слоя. Как только мы зафиксировали обрыв, отмечаем это место маркером или любым другим способом.
Чтобы отремонтировать обрыв, можно использовать токопроводящий клей Контактол, но для начала необходимо зачистить и обезжирить поврежденный участок, только после этого нанести клей, а после его высыхания покрыть отремонтированный участок бесцветным лаком. Бывают ситуации, когда резистивная полоса отламывается от самой шины. В этом случае ее можно припаять с помощью паяльника мощностью до 30-40 Вт и серебросодержащим припоем (3%), а в качестве флюса можно использовать обычную канифольную пасту.
|