Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужен автомобильный кондиционер
- Как работает автокондиционер
- Как провести диагностику автокондиционера своими руками
- Как происходит диагностика автомобильного кондиционера на станции техобслуживания
Некоторые владельцы автомобилей считают, что кондиционеры в их машинах будут работать исправно долгие годы. Они уверены: раз холодильники времен СССР не ломаются по 50 лет, то и оборудование с похожим назначением прослужит почти вечно. Но есть одна проблема: функционирование кондиционеров в машине осложнено тем, что эти устройства работают в условиях резких температурных перепадов. Кроме того, воздух, который они очищают, сильно загрязнен, его влажность повышенна. В результате ремонт климатического оборудования неизбежен. В сегодняшней статье разберем, как выполняется диагностика автокондиционера.
Содержание
- 1 Что такое климат-контроль в автомобиле
- 2 Немного истории автокондиционеров
- 3 Принцип работы автокондиционера
- 4 Поиск проблем
- 5 Бесплатная диагностика автокондиционера своими руками
- 6 Что делать когда не работает климат-контроль
- 7 Профилактика неисправности
- 8 Цена диагностики автокондиционера в сервисе
- 9 распространенных мифов об опасности автокондиционера
- 10 Коды и распространённые ошибки
- 11 Устройство системы климат-контроля
Что такое климат-контроль в автомобиле
Автомобильный климат-контроль (в дальнейшем КК) — это система, состоящая из кондиционера, отопителя, датчиков температуры и влажности, системы фильтрации и электронного блока управления. Назначение системы — поддержка микроклимата в салоне автомобиля вне зависимости от того, какая погода на улице.
Принцип работы климат-контроля несложен. В его основе лежит работа электронного процессора с обратной связью, на который поступает информация с многочисленных датчиков, фиксирующих температуру в разных уголках автомобильного салона. Пользователь устанавливает в блоке управления желаемые параметры по температуре. А процессор поддерживает их все время, основываясь на информации от датчиков, и при необходимости корректируя работу охлаждающей или отопительной систем.
Устройство климат-контроля принципиально схоже со стационарными сплит-системами с обратной связью, используемыми в различных помещениях.
Интересно, что в состав климат-контроля входит не только кондиционер, но и отопитель. Следовательно, систему можно использовать и зимой для обогрева салона. Кроме того, кондиционер и отопитель осушают проходящий через них воздух. Это дает возможность препятствовать запотеванию стекол автомобиля. В более совершенных системах процессор учитывает также воздействие солнечных лучей на внутреннюю температуру салона (так называемый датчик ультрафиолетового излучения).
Иногда встречаются и вовсе изысканные варианты. Например, у некоторых моделей Infiniti установлен ионизатор воздуха.
Еще одна особенность автомобильного климат-контроля — возможность рециркуляции воздуха в машине в случае, если внешний воздух слишком загрязнен. Это обеспечивается контролем за системой фильтрации. Если степень загрязнения воздуха превышает допустимую норму, то климат-контроль берет воздух не извне, а многократно прокручивает воздушный объем, находящийся в салоне машины. Как правило, это происходит в автоматическом режиме.
Это интересно: Снятие и установка дроссельного узла Chevrolet Niva
Немного истории автокондиционеров
Климатические установки для машин начали использоваться до Второй мировой войны. Стоимость их доходила до одной трети от цены транспортного средства. В нашей стране автомобили с кондиционерами на заводе АвтоВАЗ стали выпускать лишь много лет спустя.
Уже в 1933 г в США сплит-системы использовались в каждом доме. В 1936 г ученые начали создавать кондиционеры для машин. Впервые их стали размещать в пассажирских автопоездах. Оборудование функционировало по тому же принципу, что и холодильная камера.
Впервые система охлаждения воздуха была установлена на автомобиль Packard. Решение обошлось дорого, поэтому и цена на авто составила 700 долларов. Из них 274 доллара (то есть треть от стоимости машины) пришлось на монтаж кондиционера. Минус климатической системы старого типа заключался в том, что она была огромной и занимала половину багажного отделения. При этом автоматическое управление отсутствовало. Очевидно, что такие автокондиционеры не стали популярными и производить их перестали. Но уже в 1941 г. климатические системы заново стали разрабатываться автогигантом «Кадиллак».
С началом военных действий исследования были приостановлены. Компания вернулась к разработкам, когда война прекратилась. Уже в 1954 г. был совершен прорыв в создании систем кондиционирования для автомобилей. Например, компания Nach-Kelvinator на своих машинах устанавливала как вентиляцию, так и отопление. Габариты системы климат-контроля были небольшими, она располагалась в подкапотном пространстве. С годами данные устройства завоевали популярность среди потребителей. Начиная с того времени принцип функционирования автокондиционера не поменялся.
С 1990 г. в США почти все автомобили укомплектованы климатическими системами. Но в России автокондиционеры ставились только на машины чиновников. Впервые климатическая система российского производства была установлена на автомобиль ЗИЛ-111. С 1960 г. простейшие устройства данного типа использовались на грузовых машинах. Только в 1976 г. по государственному указу автокондиционеры начали устанавливаться на комбайны, грузовые авто, самосвалы.
Рекомендуем
«Ремонт радиатора кондиционера автомобиля: причины поломки и их решение» Подробнее
Принцип работы автокондиционера
Климатическая система для автомобиля состоит из нескольких установок, которые создают и поддерживают заданный климат в салоне. Например, можно управлять влажностью, температурой воздуха, очищать его, а также регулировать силу и направление воздушных потоков. Кондиционер создает благоприятный микроклимат, поэтому все, кто находится в автомобиле, чувствуют себя хорошо.
Это устройство охлаждает воздушный поток, поступающий из дефлектора, на 5–10 градусов или даже больше в зависимости от мощности.
Благодаря встроенным электронным датчикам современные кондиционеры для авто позволяют выбирать точный температурный режим, а также регулировать множество параметров. Устройство не только делает воздух холоднее, но и убирает из него лишнюю влагу. Это необходимо для того, чтобы стекла в автомобиле не запотевали в дождливую погоду. Автокондиционер не только делает вождение безопасным и комфортным. Используя климатическую систему, можно создать идеальные условия для всех, кто находится в автомобиле.
От микроклимата в салоне зависит внимательность и скорость реакции водителя. Если в машине жарко, душно и влажно, он будет рассеян, в результате чего может произойти авария. Это подтвердили не только ученые, но и статистические данные: чем жарче на улице и чем выше влажность воздуха, тем больше происходит дорожно-транспортных происшествий.
Если же включить кондиционер, то самочувствие водителя и всех, кто находится в автомобиле, станет лучше, а значит, риск аварийной ситуации снизится. Очевидно, что расходы на климат-контроль оправдаются, ведь жизнь и здоровье водителя и пассажиров бесценны.
Функционирование автокондиционера схоже с работой домашней системы охлаждения воздуха. Вспомним физику: когда вещество испаряется, то происходит поглощение тепла. Если же оно конденсируется, то тепловая энергия выделяется.
Работа климатической системы начинается с компрессора: после нажатия на кнопку запуска устройства на нем запускается муфта и притягивает шкив с передаточным ремнем от двигателя.
Не забывайте, что автокондиционер функционирует, когда мотор заведен. Как только начинает работать муфта, включается компрессор, а давление увеличивается.
В системе кондиционирования хладагент находится под высоким и низким давлением. Сжатый хладагент поступает с компрессора, а при низком давлением — входит в него.
Хладагент движется из компрессора в конденсатор, за счет действия вентилятора и воздушного потока происходит охлаждение фреона, который затем направляется в осушитель. Здесь хладагент осушается, из него удаляется пыль. После этого он идет в испаритель.
В системе установлено множество других датчиков и устройств. Например, вентилятор для обдува, вентиляционная система, всевозможные регуляторы. Когда в автомобиле установлен климат-контроль, то можно обнаружить целый набор дополнительных приборов. Встречаются системы с множеством испарителей, в зависимости от строения вентиляционной системы в машине.
Испаритель выпускает хладагент с низким давлением, он поступает снова в компрессор, и процесс повторяется. Не будем рассказывать про всевозможные дополнительные устройства, ведь в разных моделях авто они отличаются. Запомните лишь, что принцип функционирования климат-контроля и кондиционера в системе охлаждения один и тот же.
Рекомендуем
«Виды технического обслуживания автомобиля: периодичность и нюансы ТО» Подробнее
Поиск проблем
Самостоятельная диагностика климат контроля может потребоваться, если устройство выходит из строя и нарушается нормальный уровень комфорта в салоне автомобиля.
Основными источниками проблем выступают:
- датчики;
- вентилятор;
- компрессор.
Не всегда можно визуально определить наличие неисправностей. Для простой проверки иногда требуется полностью разбирать систему. Если поломка будет скрываться не там, водителя ждёт серьёзное разочарование, ведь ему пришлось проделать такую работу напрасно.
Чтобы зря не разбирать салон, в современных системах на автомобилях предусмотрели функцию самодиагностики климат контроля. Автопроизводители устанавливают на машины примерно одинаковые устройства, что упрощает их установку при сборке автомобиля, дальнейший ремонт и обслуживание.
Между автомобильными системами климатического контроля могут присутствовать некоторые различия. Но в основном это касается мощности и дизайна. Принцип работы у них одинаковый.
Перед тем как проверять климат контроль в машинах, обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации конкретно вашего авто. Производитель даёт рекомендации по обслуживанию и ремонту, инструкции по включению режима самодиагностики на конкретном климатическом оборудовании.
Проверка сканером
Некоторые проверяют климатический контроль с помощью подключаемого диагностического сканера. В этом случае у работы следующая последовательность:
- отключите зажигание автомобиля;
- подключите внешний сканер для проверки;
- отыщите кнопку рециркуляции и противоположную ей клавишу (справа или слева в углу);
- одновременно нажмите на клавишу с настройками зажигания, не запуская мотор.
После этого сканер начнёт считывать данные, и на экране появятся записи о старте диагностики. Устройство автоматически проверит его и выдаст ошибки в виде цифровых кодов.
Но внешние сканеры не всегда дают точную информацию. Плюс современные климатические системы позволяют без участия наружных тестеров запустить режим самодиагностики и проверить всё за считанные минуты.
Проверка без сканера
Инструкции по самодиагностике могут несколько отличаться. Но принципиальной разницы обычно нет. Потому предлагаем посмотреть на процедуру запуска диагностики на примере климат контролей, устанавливаемых на автомобили Toyota.
Если вы хотите проверить текущее состояние оборудования, тогда действуйте в следующей последовательности:
- отключите зажигание;
- зажмите кнопку Auto и кнопку для выбора режима забора воздуха (внутренний или внешний) и включите мотор;
- индикаторы панели должны засветиться 4 раза, а интервал между ними будет 1 секунда;
- для выхода из диагностического режима нажимается кнопка Off;
- когда индикаторы проверятся, начнётся диагностика состояния датчиков климат контроля;
- чтобы проверить приводы, зажмите клавишу выбора режима забора воздуха;
- проверку приводов следует проводить, когда двигатель прогрелся;
- чтобы замедлить режим проверки, нажмите на клавишу для включения обогрева лобового стекла;
- с секундным интервалом начнут включаться приводы от заслонок, реле и вентилятор системы;
- чтобы перейти на режим диагностики, нажмите на клавишу Auto;
- результат проведённой проверки вы увидите на экране, где отображается температура;
- если на дисплее показываются 2 кода или больше, индикацию проводят с меньшего значения;
- для завершения процедуры нажмите на Off.
Если вам удалось устранить все неисправности, о которых сообщает система по результатам проведённой самодиагностики, не забудьте очистить память. Для этого нужно нажать кнопки для включения обогрева заднего и переднего стекла. Делается это одновременно.
Хотя многие автовладельцы советуют делать иначе. Для включения режима проверки климатического оборудования на неисправности выключают зажигание, зажимают кнопку Auto и клавишу включения наружной циркуляции (стрелочка нарисована снаружи салона). Не отпуская этих кнопок, нужно завести автомобиль, повернув ключ в замке зажигания.
Экран начнёт мигать, что означает проведение диагностики. Когда проверка закончится, на экране появятся соответствующие цифровые значения. В этих кодах зашифрованы ошибки, с помощью которых можно понять, о каких неисправностях идёт речь.
Если вы увидели на экране два нуля, то никаких проблем с климат контролем нет.
Бесплатная диагностика автокондиционера своими руками
Проводя самостоятельную диагностику автокондиционера, визуально оцените состояние устройства, не разбирая его. Так вы сможете найти повреждения механического типа. Но даже если на первый взгляд все нормально, проблема может быть серьезной.
Проверка утечки
Наиболее частая неисправность — утечка. Прежде всего необходимо найти ее. Раньше специалисты искали течь, используя маленькую газовую горелку.
Когда пламя соприкасается с фреоном, можно было увидеть зеленое свечение. Объясняется это специфическими свойствами хладагента. Данный метод поиска малоэффективный, кроме того, может нанести вред здоровью, ведь при сгорании фреона образуется ядовитое вещество — фосген.
На сегодняшний день существует 2 способа обнаружения течи. Например, используется приспособление, которое находит в воздухе пары фреона. Чувствительность устройства настолько высока, что обнаружить удается даже незначительную течь (5–10 г в год). В продаже можно найти множество простых электронных искателей. Воспользоваться этим устройством для диагностики автокондиционера получится у каждого. Однако встречаются и более сложные модели электроискателей, работать с которыми сможет только специалист.
К сожалению, обнаружить течь не всегда получается. Дело в том, что электронный искатель лишь находит облако фреона. Но ведь вы не знаете точно, какая из трубок протекает. А если модель кондиционера такова, что трубки находятся близко друг к другу, то найти утечку сможет только опытный автомеханик. Исключить течь в одной из трубок можно, по очереди сняв и проверив каждую из них.
Диагностика автокондиционера с помощью электронного искателя иногда не приносит результата. Бывает и такое, что фреон исчезает за 2-3 месяца (при давлении определенной силы). Также если места утечек размещены рядом, электроискатель будет сигнализировать, что течь есть, но в каком месте — определить не получится. Тогда следует провести проверку, используя ультрафиолетовую лампу и краситель. Предварительно заправьте систему маслом и фреоном, а затем залейте специальную смесь, которая светится, если направить на нее ультрафиолет.
Красящее вещество не оказывает негативного влияния на функционирование кондиционера. Многие автопроизводители заливают в систему эту смесь уже на этапе сборки автомобиля.
Обратите внимание! Для диагностики автокондиционера ультрафиолетом устройство следует полностью заправить. Не стоит экономить на этом, иначе все действия будут бессмысленными.
Если вам кажется, что система кондиционирования не справляется с работой, загоните автомобиль в гараж, после чего просветите ультрафиолетом все трубки и магистрали. Вы сразу обнаружите утечку, ведь вытекающий фреон будет светиться ярко-желтым цветом.
Однако у данного способа диагностики есть минусы. К примеру, чтобы добраться до всех трубок, придется разбирать автокондиционер. Труднее всего получить доступ к испарителю, ведь он расположен в торпедо. Альтернативный вариант — проверить дренажную трубку. Если не можете сделать это, то используйте электронный искатель течей.
Проверка компрессора
Чтобы провести диагностику автокондиционера, удостоверьтесь, что компрессор функционирует нормально. Если устройство работает неэффективно, вы сразу поймете это — автоприбор будет издавать посторонние шумы. Еще один вариант проверки этого устройства — включите систему кондиционирования, и как только компрессор начнет работать, возьмитесь за металлический узел сзади магистрали. Спустя 2-3 секунды вы почувствуете, что трубка стала холодной.
Если вам покажется, что в руках у вас льдинка, – значит, компрессор в порядке. Если холод будет нестерпимым, то устройство работает максимально эффективно. Затем следует проверить электрокомпоненты автокондиционера: всевозможные муфты, датчики, вентиляторы.
Проверка герметичности
Несложный метод диагностики, позволяющий определить, какое количество фреона залито. Что необходимо сделать? Посмотреть в окошко, расположенное рядом с осушителем. Фреон белый, пузырится? Следует провести глубокую диагностику автокондиционера, а также заправить его. Хладагент прозрачный, однородный? Тогда все в порядке.
Проверка давления
Чтобы измерить давление, воспользуйтесь специальным оборудованием для диагностики автокондиционера — манометром. Манометрическая станция укомплектована переходником для трубок. Находим в подкапотном пространстве толстую магистраль, там давление будет минимальное.
Удаляем заглушки, насаживаем переходник, заранее протерев место соединения. Затем откручиваем краник на манометре, второй пусть останется закрытым, — так вы исключите течь фреона. Теперь необходимо завести машину и узнать, какое в системе давление. Оптимальный показатель — 250–270 кПа.
У вас не получилось своими руками осуществить диагностику автокондиционера и выявить неисправность? Советуем отправиться на СТО, где профессионалы обнаружат и ликвидируют поломку.
Рекомендуем
«Как обманывают в автосервисе и что можно предпринять для своей защиты» Подробнее
Это интересно: Cнятие и установка бардачка Chevrolet Niva
Что делать когда не работает климат-контроль
Самодиагностика климат-контроля на Ниссан Тиида
Система КК, как и всякий механизм, может давать сбои. Рассмотрим подробнее, как самостоятельно выполнить диагностику климат-контроля. Сразу оговоримся, что на разных машинах и системах может быть своя специфика, а тем более расшифровка их ошибок. В качестве примера рассмотрим самодиагностику КК на автомобиле Nissan Tiida. Алгоритм проверки выглядит следующим образом:
- Включить зажигание и нажать кнопку OFF с тем, чтобы установить систему КК в режим самодиагностики. При этом на экране появятся все имеющиеся там элементы, а возле кнопок засветятся соответствующие им индикаторы. Первый этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, все ли перечисленные элементы светятся.
- Второй этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, нет ли обрывов цепей датчиков температуры. Для этого с помощью валика необходимо повысить температуру на один шаг. На дисплее отображается цифра “2”. В это же время выполняется самодиагностика цепей на предмет наличия обрывов в них. Если через некоторое время вместо “2” отобразится “20”, то это означает, что неисправности не обнаружены. Если вместо этого будет другое число, то это будет кодом ошибки, расшифровку которого вы сможете посмотреть в мануале.
- Проверка положения смесителей заслонки и заслонки режима обдува. Необходимо еще на один шаг повысить температуру. При этом на экране появится цифра “3”. После чего произойдет самодиагностика. Если неисправностей нет, то цифра “3” превратится в “30”. В противном случае также стоит искать расшифровку ошибки в дополнительной литературе.
- Проверка двигателей всех имеющихся в системе заслонок. Для этого снова повышают температуру на один градус. На машине есть 6 различных заслонок. Переключение между ними производят путем нажатия соответствующих кнопок с изображениями направления обдува. При этом включается каждая из них поочередно, и водитель может тактильно проверить, идет ли воздух из воздуховодов или нет.
- Проверка температуры, определяемая датчиками. Процедура проводится на холодной машине, чтобы избежать большого разбега в показаниях. Для этого опять повышаем температуру на один шаг. На дисплее светится цифра “5”. Первым проверяется датчик температуры окружающего воздуха. Нажимают кнопку обдува лобового стекла. На экране вы увидите температуру на улице. При следующем нажатии кнопки вы увидите информацию от датчика температуры в салоне (в градусах Цельсия). При третьем нажатии на ту же кнопку на дисплее появится информация о температуре всасываемого воздуха (также в градусах Цельсия).
- Корректировка показаний датчиков температуры. С ее помощью можно выставить корректировочный диапазон для температуры, диагностируемой датчиком в пределах от —3°С до +3°С. Для этого нужно снова выставить режим диагностики “5”, а после этого рукояткой контроля оборотов вентилятора на одно положение увеличить их. При этом на дисплее отображается “0”, что соответствует, тому, что датчик будет показывать температуру без корректировки. Вращая рукоятку вправо или влево можно установить любое значение от —3°С до +3°С. Это дает возможность скорректировать реальное значение температуры по сравнению с той, которую выдает датчик.
Повторимся, что диагностика климат-контроля на разных машинах отличается. И точный алгоритм и расшифровку ошибок (если они будут) вы сможете найти лишь в мануале вашего автомобиля или самого КК.
Профилактика неисправности
Чтобы система климат-контроля в автомобиле работала исправно, необходимо периодически проводить обслуживание ее отдельных узлов. В первую очередь речь идет о радиаторе кондиционера. Давление фреона должно быть всегда в норме, и за ним необходимо следить не реже одного раза в год.
Не забывайте периодически менять фильтр вентиляции салона. Особенно, если вы часто пользуетесь системой климат-контроля. Со временем он забивается и падает производительность системы вентиляции. А еще, само собой, приходится дышать скопившийся пылью и микробами. Также необходимо чистить радиатор кондиционера от накопленной на его поверхности пыли. Для этого систему необходимо периодически включать для продува, даже зимой, хотя бы один раз в месяц, минимум на 5…10 минут.
Третье профилактическое мероприятие заключается в чистке вентиляции салона. Для этого существует несколько методов. Для этого используют специальные средства — очистители, аэрозоли, парогенераторы, “дымовые шашки”. Они эффективно очищают систему и уничтожают вредные микроорганизмы в ней.
Цена диагностики автокондиционера в сервисе
Только вовремя обнаружив и устранив неполадку, можно избежать дорогостоящих ремонтных работ. Диагностика автокондиционера в техцентре — это проверка системы, в ходе которой можно найти поломки, а также решить, как отремонтировать машину.
Пришло время посетить СТО для диагностики автокондиционера, если:
- система охлаждения не справляется с работой, в машине жарко;
- шланги обмерзают;
- система кондиционирования не работает;
- после включения климат-контроля в машине появляется неприятный запах;
- возникают масляные разводы под кондиционером;
- вентилятор не работает;
- охлажденный воздушный поток не поступает в салон непрерывно;
- кондиционер шумит.
Регулярный осмотр — раз в 6 месяцев – позволяет обнаружить, что элементы климат-контроля загрязнились, система перестала быть герметичной, сквозь трещинки и щели проникает хладагент.
Диагностика автокондиционера на СТО происходит следующим образом:
- Мастер осматривает устройство, определяет, насколько износились приводной ремень, подшипники, шкивы, есть ли поломки магистрали, перегибы.
- Затем автослесарь проверяет наличие посторонних звуков, говорящих о поломке подшипника и элементов компрессора.
- Следующий шаг — механик определяет, насколько кондиционер чистый. Не должно быть неприятного запаха, грибка, плесени, загрязнений.
- Мастер смотрит, достаточно ли в системе хладагента.
- Специалист определяет неисправность.
Диагностика автокондиционера в автомобильном сервисе занимает 1-2 часа. Время зависит от типа поломки.
Стоимость диагностики автокондиционера может отличаться в зависимости от:
- типа автомобиля;
- модели транспортного средства;
- места осуществления диагностики;
- сложности поломки;
- применяемых методов проверки и ремонта;
- необходимости использования спецоборудования;
- того, насколько сервисный центр престижный;
- квалификации автослесаря.
Для обнаружения серьезной неисправности потребуется использовать несколько методов диагностики автокондиционера. На эту работу мастер потратит много времени, поэтому и цена на услуги возрастет. Если автосервис только открылся и у него небольшая клиентская база, то визуальную диагностику проведут бесплатно. Если же компания известная, стоимость проверки будет достаточно высокой.
Во время проведения диагностики автокондиционера иногда приходится разбирать корпус устройства. Чтобы найти поломку, используются следующие способы:
- Визуальный осмотр.
- Мыльная проверка.
- Диагностика с использованием ультрафиолета.
- Проверка с помощью галогенного электроискателя течей.
- Погружением в воду под давлением.
- Проверка пламенем.
- Диагностика с использованием сжатого воздуха.
Средняя цена этой работы в нашей стране составляет:
- Проверка электронным искателем — от 500 руб.
- Поиск поломки с помощью ультрафиолетовой присадки — от 600 руб.
- Диагностика автокондиционера грузового транспорта — от 900 руб.
- Проверка с оценкой фреона — от 700 руб.
- Вакуумирование, дозаправка фреона, доливка масла — 2000 руб.
Провести диагностику автокондиционера можно в любом автосервисе. Однако никто не гарантирует, что услуги вам окажет высококвалифицированный специалист. Как правильно выбрать СТО? Посмотрите, какое оборудование там используется. Оно должно быть новым, только так получится провести проверку и ремонт быстро. Чем качественнее выполняется работа, тем выше будет стоимость. Ко всему прочему автосервис должен предоставлять гарантию на свои услуги.
Для проверки системы охлаждения необязательно посещать специализированный сервис. Можно обратиться к частному автослесарю. Но как узнать квалификацию такого работника? Чтобы диагностика автокондиционера была проведена качественно, поспрашивайте у знакомых и друзей контакты проверенного мастера. Цена на его услуги будет меньше (по сравнению с СТО). Однако гарантию на работу частный мастер не предоставит.
Рекомендуем
«Техническое обслуживание двигателя автомобиля: что и когда делать» Подробнее
распространенных мифов об опасности автокондиционера
Каждый год с наступлением летнего сезона каждый автовладелец вспоминает байки про кондиционеры. Разберем, какие из этих страшилок правда, а какие — нет. А также рассмотрим, может ли нанести вред использование климат-контроля и как в любом случае избежать неприятных последствий.
Миф 1. Пользуясь системой кондиционирования, можно простудиться.
Заболеть действительно можно, и наверняка вы проверили это на себе. Если вы хотите ездить с включенным кондиционером, и чувствовать себя хорошо, то придерживайтесь следующих правил:
- Не снижайте резко температуру. В салоне должно быть прохладнее, чем снаружи, не более чем на 10 градусов.
- Воздушный поток направляйте на лобовое стекло либо в ноги, но не в лицо.
- Когда система кондиционирования работает, а машина движется, нельзя опускать стекла. Иначе образуется сквозняк, и можно заболеть.
Миф 2. В автокондиционере размножаются опасные микроорганизмы.
Когда система охлаждения функционирует, в радиаторе скапливается конденсат. Во влажной среде размножаются опасные микроорганизмы. Фильтр забивается пылью, в нем также развиваются бактерии. Как только включается климат-контроль, микробы попадают в салон, и человек вдыхает их вместе с воздухом. Из-за этого в редких случаях может появиться резь в глазах или конъюнктивит.
Но произойти это может, только если безответственно относиться к состоянию своего автомобиля. Ведь климатическую систему следует периодически очищать, менять фильтры, проводить диагностику автокондиционера, чтобы вредные микроорганизмы не развивались.
Миф 3. Если использовать систему охлаждения, можно отравиться бензолом.
Согласно результатам проведенных исследований, когда в автомобиле температура выше 16 градусов, начинает выделяться бензол. Автокондиционер способствует его передвижению по салону, а пассажиры вдыхают опасное вещество. Научно доказано, что бензол наносит вред внутренним органам человека, является причиной развития раковых опухолей.
Чтобы исключить подобные негативные последствия использования климат-контроля, проветрите машину в течение 2-3 минут, прежде чем начать движение. При работающем кондиционере периодически опускайте стекла на пару минут.
Миф 4. Если работает климатическая система, машина потребляет гораздо больше бензина.
Действительно, расход топлива повышается на 10 %. Однако если во время движения вы не включаете кондиционер, а просто открываете окна, автомобиль «ест» на 20 % больше. Поэтому, используя систему кондиционирования, вы экономите.
Миф 5. Фреон вреден для человека.
Сегодня используется хладагент R134a, который не представляет опасности для жизни и здоровья. Однако если фреон контактирует с пламенем, то выделяется ядовитый фосген. Но даже если произойдет авария и система кондиционирования повредится, хладагент не нанесет вред человеку, ведь находится он в подкапотном пространстве, а не в салоне — фреон или фосген просто выветрится.
Миф 6. Работающий кондиционер снижает работоспособность.
Сухой воздух негативно влияет на водителя — человек становится невнимательным, быстро устает. Некоторые утверждают, что если климат-контроль работает, можно даже заснуть, управляя автомобилем. Исключить подобную ситуацию поможет регулярное проветривание салона (систему охлаждения при этом лучше отключить). Если предстоит долгое путешествие, делайте остановки, чтобы отдохнуть.
Климатическую систему можно и нужно использовать. Ученые доказали, что если в салоне температура составляет 27–37 градусов, вероятность ДТП повышается на 5–35 %. Когда вы используете кондиционер, то не только передвигаетесь с комфортом, но и снижаете риск возникновения аварии.
Коды и распространённые ошибки
Разные производители могут использовать свои кодовые обозначения. Потому при появлении на дисплее после самодиагностики цифровых значений, сверяться нужно с вашим руководством по эксплуатации.
У кого-то коды идентичные, потому на машинах разных автопроизводителей одна цифра будет означать идентичную неисправность. Чтобы убедиться в соответствии значений ошибкам, можете опираться на официальные руководства.
Чаще всего при самодиагностике климатического оборудования водители сталкиваются со следующими проблемами:
- замыкание в электрической цепи;
- нарушения работы или полный выход из строя температурных датчиков;
- сбои в настройках отопительной или охладительной системы;
- поломка электродвигателя;
- неисправность заслонок и вентилятора;
- выход из строя компрессора;
- снижение уровня охлаждающей жидкости;
- поломка привода заслонки и пр.
Иногда результатом самодиагностики может стать информация о неисправностях датчика солнечного света или температуры воздуха. Не всегда это соответствует действительности.
Подобное происходит, если температура внутри салона слишком низкая, поскольку вы проводите работы зимой в условиях холода, или машина закрыта в гараже и используемого освещения недостаточно.
Климатические системы на автомобилях работают по одинаковому принципу. Но их конструкция и программная начинка разные. Это несколько усложняет поиск универсальной инструкции при отсутствии официального руководства по эксплуатации конкретно для вашего автомобиля.
Если вы никогда не занимались самодиагностикой климат контроля на машине и не обладаете достаточным опытом для проведения подобных работ, лучше обратиться в специализированный автосервис. Мастера располагают нужными навыками и оборудованием, которые позволяют быстро проверить систему на работоспособность, обнаружить неисправности и предложить пути их решения.
Необязательно доверять сам ремонт специалистам. При желании и возможностях исправить поломки можно своими руками. Та же замена датчика не вызывает проблем и проводится за несколько минут. Но серьёзные поломки стоит доверить квалифицированным мастерам.
Климатический контроль является полезным и эффективным устройством для любого автомобиля. При желании систему можно установить на машины, где она не предусмотрена изначально. Она обеспечивает высокий уровень комфорта в салоне, но минимизирует необходимость в регулировании режимов работы оборудования, в отличие от обычного кондиционера.
Устройство системы климат-контроля
Климат-контроль состоит из большого количества устройств. В частности:
- Электронный блок управления. Это, пожалуй, самая главная часть системы, ее “мозг”. В его состав входит контроллер с программами управления и система ввода информации. Это могут быть механические или электронные регуляторы. Как правило, информацию в современные блоки управления вводят цифровым методом, в том числе с помощью пульта дистанционного управления. На основе поступающей информации программа контроллера руководит исполняемыми устройствами — скоростью вращения вентилятора, положением заслонок, подает команду на увеличение или уменьшение температуры выдуваемого воздуха.
- Датчики. Они расположены как в салоне машины, так и с внешней стороны. Внутренние датчики контролируют климатические показатели в тех зонах, где они установлены. Также отдельно имеется датчик контроля температуры на выходе отопителя/охладителя. Внутрисалонные датчики обычно имеют принудительный обдув для того, чтобы они давали информацию как можно быстрее. Чем сложнее система (многозонная) — тем их количество больше. Внешние датчики предназначены для контроля температуры и загрязненности воздуха снаружи автомобиля.
- Исполнительные механизмы. К этой категории относится много устройств. В частности, охлаждающий и отопительные приборы (кондиционер и “печка”), воздушные заслонки и их приводные электродвигатели, воздуховоды, вентиляторы, фильтры, дефлекторы и так далее.
Составные части системы климат-контроля
Досконально знать внутреннее устройство климат-контроля водителю вовсе не обязательно. Гораздо важнее узнать обозначения на рукоятках управления климат-контроля и как выполнить настройку параметров. А также понимать какие профилактические меры принимать для того, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.