Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости на Audi A4

В этом руководстве вы найдете инструкции по проверке охлаждающей жидкости двигателя на автомобилях Audi и ее добавлению, если уровень низкий. Всегда снимайте крышку резервуара или доливайте охлаждающую жидкость после остывания двигателя. Не открывайте расширительный колпачок радиатора или охлаждающей жидкости, когда двигатель еще горячий.

Таблица симптомов неисправностей системы охлаждения и двигателя


Причина (неисправность, поломка и пр.) Симптомы (явные и скрытые) Негативные последствия
Неправильное приготовление охлаждающей жидкости из концентрата / некачественный антифриз / использование жидкости, выработавшей ресурс (время, пробег или моточасы) Перегрев или закипание охлаждающей жидкости; кавитация; образование воздушной пробки. Утечка охлаждающей жидкости, стравливание паров из-за повышенного давления. Неизбежен перегрев блока цилиндров и его головки.
Утечка охлаждающей жидкости, пробой прокладок, попадание моторного масла (отработанных газов) в антифриз или наоборот. Из-за большого процента содержания воды охлаждающая жидкость превращается в лед. В результате происходит разгерметизация системы — образуются трещины в блоке цилиндров и его головке, а также в радиаторе, происходит разрыв шлангов, патрубков, крепежных элементов.
Образование продуктов коррозии и отложений. Снижение теплопередачи / локальный перегрев блока цилиндров и его головки (БЦ/ГБЦ), сужение и закупорка каналов БЦ/ГБЦ, радиаторов, термостата, датчиков.
Образование пены из-за несовместимости присадок при смешивании разных типов охлаждающих жидкостей. Снижение теплопередачи / локальный перегрев блока цилиндров и его головки; утечка охлаждающей жидкости или стравливание пены.
Агрессивное воздействие на эластичные материалы (патрубки, шланги, прокладки). Разгерметизация системы охлаждения / утечка охлаждающей жидкости.
Агрессивное воздействие на металлы и эластомеры (активная коррозия); образование отложений. Окисление (старение) охлаждающей жидкости. Низкое содержание ингибиторов коррозии.
Неисправность рубашки системы охлаждения блока цилиндров и его головки Утечка охлаждающей жидкости, попадание масла или отработанных газов в антифриз или, наоборот, повышение температуры выпускных газов. Образование микротрещин, деформация деталей блока цилиндров и его головки, прогорание клапанов, кавитация гильз.
Снижение теплопередачи. Образование продуктов коррозии и отложений.
Результаты коррозии: образование язв, раковин, отверстий. Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
Снижение мощности двигателя. Повышенный расход топлива и охлаждающей жидкости. Угар моторного масла с образованием золы, которая становится абразивом.
Неисправность внешнего радиатора Загрязнение радиатора: пух, пыль, грязь, масло, битум, насекомые и т. д. Снижение эффективности рассеивания тепла.
Образование продуктов коррозии и отложений. Снижение теплопередачи.
Результаты коррозии: образование трещин, язв, раковин, отверстий. Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
Утечка охлаждающей жидкости или стравливание ее паров. Негерметичность пробки (крышки) радиатора.
Неисправность термостата Заклинило в закрытом положении. Циркуляция охлаждающей жидкости происходит только по малому кругу. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Заклинило в открытом положении. Циркуляция охлаждающей жидкости происходит по большому кругу. Антифриз нагревается медленно. Повышается расход топлива.
Заклинило в промежуточном положении. Охлаждающая жидкость нагревается медленно. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров. Повышается расход топлива.
Негерметичность корпуса термостата. Утечка охлаждающей жидкости.
Неисправность помпы (жидкостного насоса) Заклинило подшипник. Помпа не работает. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Разгерметизация подшипника помпы. Утечка охлаждающей жидкости. Неизбежно наступит заклинивание подшипника.
Кавитация разрушила крыльчатку помпы. Помпа не работает. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Негерметичность корпуса помпы. Утечка охлаждающей жидкости.
Неисправность радиатора (отопителя салона) Невозможен полноценный обогрев лобового стекла и салона. Закупорка отопителя продуктами коррозии и отложений.
Образование продуктов коррозии и отложений. Снижение теплопередачи.
Результаты коррозии: образование язв, раковин, отверстий. Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
На ковриках в салоне — следы влаги, пятна, капли антифриза. Коррозия, грибок, плесень.
Ощущается привкус (сладковатый) охлаждающей жидкости в салоне. Отравление парами охлаждающей жидкости.
Неисправность вентилятора (внешнего радиатора) Заклинило подшипник/крыльчатку. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Сломался привод вентилятора (электродвигатель/гидромуфта/ремень). Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Сломался датчик/реле/предохранитель вентилятора. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Повреждение или отложения в расширительном бачке охлаждающей жидкости Трещина в корпусе. Утечка охлаждающей жидкости.
Негерметичность крышки (клапанов). Утечка охлаждающей жидкости.
Неисправность датчика уровня охлаждающей жидкости. Недостаточный объем охлаждающей жидкости.
Закупорка продуктами коррозии и отложений. Недостаточный объем или повышенное давление охлаждающей жидкости в системе.
Повреждение шлангов/патрубков/прокладок Потеря герметичности из-за агрессивности охлаждающей жидкости и старения из-за перепадов температур (трещины/усыхание/набухание). Разгерметизация системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости.
Крепежные хомуты Ослабление затяжки или поломка. Разгерметизация системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости.
Моторное масло Перегрев масла. Снижение теплопередачи маслом, ухудшение смазывающих свойств, перегрев головки блока цилиндров, угорание масла и образование абразива.
Густое масло при низких температурах. Дефицит смазки, повышенный износ деталей, снижение теплопередачи.
При низких температурах происходит разжижение масла топливом — детали испытывают дефицит смазки. Дефицит смазки, износ и повышенный расход топлива, снижение теплопередачи маслом.

— Антифриз — не такой уж простой компонент, как может показаться неопытному автомобилисту, — подытоживает третью публикацию в рамках расследования по антифризам Евгений Рязанов. — К чему может привести использование некачественной охлаждающей жидкости или ее несвоевременная замена, увы, зачастую можно увидеть только с помощью специального оборудования на СТО. А чтобы не доводить дело до поломок системы охлаждения и двигателя, следует вдумчиво подходить к выбору этого компонента автомобиля.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

  • Предъявите радиатор! Расследование по антифризам
  • «Выбирать нужно по цвету», «менять только при снижении уровня», «летом можно заправлять водой». Десять мифов про антифризы

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

  • при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
  • если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
  • еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Для профилактики поломок системы охлаждения необходимо использовать качественный антифриз

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Утечку антифриза иногда принимают за безобидное скопление конденсата под капотом. Поэтому при обнаружении влаги не лишней будет проверка шлангов, если при попытке их сжать или согнуть оказывается, что они утратили эластичность, нужно их как можно скорее заменить для предупреждения или устранения утечки.

Компоненты

Рубашка головки и блока цилиндров представляют собой каналы, отлитые в алюминиевом или чугунном изделии. Каналы герметичны, а стык блока и головки цилиндров уплотнен прокладкой.

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа. Приводится во вращение либо ремнем ГРМ, либо ремнем привода вспомогательных агрегатов.

Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

Термостат представляет собой автоматический клапан, срабатывающий при достижении определенной температуры. Он открывается, и часть горячей жидкости сбрасывается в радиатор, где и остывает. В последнее время стали применять электронное управление этим простым устройством. Охлаждающую жидкость начали подогревать специальным ТЭНом для более раннего открытия термостата в случае потребности.

Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

Радиатор представляет собой теплообменник, содержащий два бачка (входной и выходной), соединенных множеством алюминиевых трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость. Для увеличения теплообмена к трубкам присоединены тонкие пластины, во много раз увеличивающие поверхность теплообмена. Для улучшения теплоотвода воздух протягивается через радиатор принудительно с помощью электровентилятора.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Радиатор отопителя выполняет функцию нагревания воздуха, поступающего в салон автомобиля. Краны отопителя сейчас не устанавливают, а потому радиатор этот нагрет всегда, когда прогрет двигатель, и только воздушные заслонки не дают летом поступать горячему воздуху в салон автомобиля.

Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

Расширительный бачок это хранилище резерва жидкости. Но в зависимости от типа системы охлаждения (см. выше) он может быть циркуляционным или тупиковым. Соответственно, находиться под давлением или без него.

Пробка, обеспечивающая герметичность системы, может быть установлена либо прямо на радиаторе, либо на расширительном бачке. Вне зависимости от места установки пробка обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения. Такое давление (достигающее 1,1–1,3 бара) повышает температуру кипения жидкости, улучшает теплопередачу, предотвращает кавитацию насоса.

Пробка радиатора Лады 4х4.

Пробка радиатора Лады 4х4.

Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.

Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.

И главный компонент системы — это сама рабочая жидкость. Идеальной с точки зрения теплотехники была бы вода, но она вызывает коррозию и замерзает зимой. Поэтому применяют антифризы с низкой температурой замерзания (-40°C или — 65°C) и присадками, снижающими коррозию, пенообразование и т.д.

Замена жидкости и промывка


Если не пришлось заменять какой-либо узел в системе охлаждения раньше, то инструкции рекомендуют менять антифриз не реже чем в 5–10 лет. Если вам не приходилось доливать в систему воду из канистры, а еще хуже — из придорожной канавы, то при замене жидкости систему можно не промывать.

Для удаления охлаждающей жидкости в нижней части радиатора предусмотрено сливное отверстие с пробкой.

Для удаления охлаждающей жидкости в нижней части радиатора предусмотрено сливное отверстие с пробкой.

А вот если автомобиль многое повидал на своем веку, то при замене жидкости полезно произвести промывку системы охлаждения. Разомкнув в нескольких местах систему можно струей воды из шланга тщательно ее прополоскать. Либо просто слить старую жидкость и залить чистую, кипяченую воду. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Выждав, пока система остынет, чтобы не обжечься, слить воду. Затем продуть воздухом систему и залить свежий антифриз.

Промывку системы охлаждения обычно затевают в двух случаях: когда перегревается двигатель (проявляется это прежде всего в летний период) и когда перестает греть печка зимой. В первом случае причина кроется в заросших грязью снаружи и засоренных изнутри трубках радиатора. Во втором — проблема в том, что забились отложениями трубки радиатора отопителя. Поэтому при плановой смене жидкости и при замене компонентов системы охлаждения не упускайте возможности хорошенько промыть все узлы.

Расскажите, с какими неисправностями системы охлаждения сталкивались вы. И желаю вам жаркого отопителя зимой и хорошего охлаждения летом.

Система охлаждения ДВС: как устроена и надо ли промывать ее зимой?



Оцените статью:

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.